• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:04 

Орг

Я уезжаю из города на две недели. В другой город.
Все обещания буду выполнять после возвращения, все разговоры продолжать и заканчивать тогда же.

Да, по поводу всего что ко мне в Инбокс нападало от невзаимных: вы меня простите, я сегодня собираюсь, общаться не могу, месседжи ваши... в общем, суждено им остаться без ответа.


19:37 

И традиционно

Всех, кот имеет отношение к Школе (начальной или Высшей, неважно), всех, кто учится или учит, всех, чьи дети или родители учатся или учат - с Днем!
Терпения, сил и мудрости всем вам!

В конце концов, лето будет всего через 300 дней, и из них целых 40 - каникулы :)))


15:33 

Психологический календарь (сентябрь)

Полностью готов психологический онлайн-календарь.

Любой день, включая високосный день 29 февраля, отражает какое-то значимое для истории психологии событие.

В ближайших планах - сделать хронологический список по годам (1923, 1924, 1925), а также фотогалерею.

Сентябрь

    01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 |
    08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
    15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
    22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
    29 | 30 |

Много иллюстраций. Вот, например, фотография Сильвио Фанти.

Также обновилась виртуальная студия гипноза "Wheel of Time", текущая версия 2.0 SP1. Программа бесплатна.


@темы: история психологии, календарь, компьютерные программы

12:09 

О политике у насекомых

"Ты что-нибудь слышала о политике у насекомых? Я тоже не слышал. У насекомых нет политики. Они очень жестокие... Никаких чувств. Никаких компромиссов. Насекомым нельзя доверять... Я хотел бы стать первым насекомым-политиком".

"Муха" / The Fly (1986)

"Думаешь, я урод? Да-а, ты думаешь, что я урод, каких мало. Но и тут ты ошибаешься. На самом деле мир кишит такими уродами. Честное слово. И знаешь, кем чаще всего становятся такие уроды? Политиками.

Разумеется, общественное мнение не позволяет им расправляться с жертвами собственными руками. Политикам приходится довольствоваться возбуждением, которое они испытывают, отправляя тысячи сопливых мальчишек на край света, на бойню. И за это тебя не только не посадят, тебе еще и памятник отгрохают".

Острота ощущений / Intensity (1997)


@темы: кино, экзистенция

19:57 

Скажи мне, чего ты хочешь...

Я часто работаю без запроса клиента. Нет, не так: если человек ко мне приходит - то, разумеется, некий неоформившийся запрос у него, естественно, есть. И для тех, кто его заранее может сформулировать, я даже написала в своё время памятку - как удобнее это делать: Психотерапевтический запрос. Но практика показала, что чётко сформулировать запрос - задача, которая иной раз растягивается на несколько встреч... поэтому часто я начинаю психотерапию без оформленного запроса.

Между тем, это нарушение процедуры. Классическое указание Большого Психотерапевтического Бога, записанное во всех элементарных учебниках, гласит: "Если вы не знаете, чего вы хотите достичь - вы ничего и не достигнете: поэтому выясняйте у клиента, чего же конкретно он хочет!" Но чем дольше я работаю - тем больше мне кажется, что этот Элементарный Бог слишком уж прост, чтобы быть настоящим. Простой здравый смысл и житейская наблюдательность подсказывают мне примеры, когда человек достигает крайне ценных для себя состояний, свершений и целей - никак заранее эти цели для себя не оформляя и для других не вербализуя. Достаточно интуитивного чувства направления - и, раз уж человек пришёл ко мне, я считаю, что это чувство у него есть.

Поэтому, когда я слышу о психотерапевтах, заранее допрашивающих: "А чего вы хотите от психотерапии, а? Аааа? Ах, вы ещё точно не сами не понимаете? Ну так идите думайте; додумаетесь - приходите," - я как-то... теряюсь. То есть с точки зрения Элементарного Бога Психотерапии они, безусловно, правы. Но всё во мне возмущается таким подходом. Какого чёрта? - думаю я. Человек пришёл за помощью, - а его засовывают в какую-то рамку: не вписываешься - свободен. Оно, конечно, так проще, - но лучше ли? Психотерапия - это работа с душой человека, неформализуемой и объективно недоказуемой. Какие уж тут рамки...

А сегодня встретила в лекции Хармса Сименса, которую он прочёл на интенсиве по гештальту, подтверждение своей позиции:
"- Вы не скажете клиенту «чего ты хочешь». Может быть он в своей жизни никогда не знал, чего он хочет. А теперь вдруг ему необходимо сказать, чего он хочет, или чего он хочет от терапевта. Это очень непростой и тонкий момент." (с) расшифровка Елены Петровой
Всё-таки, гештальт-подход меня неизменно радует, - хотя, скорее всего, это не признак гештальта (говорят, Перлз на практике был чудовищно директивен), - а признак индивидуального терапевтического стиля.

* * *
Ну и, к слову, об объективных критериях. Недавно услышала историю, как психотерапевт отказался работать с клиентом, предъявившим в качестве запроса достижение определённого внутреннего состояния. Сломался клиент на вопросе терапевта, - "А как я (т.е. терапевт) узнаю, что вы этого состояния достигли?" Ответ: "Я вам об этом скажу", - психолог счёл незачётным... Когда я о таком слышу - изумлению моему нет предела. С кем и как работают эти люди?

Понятно, что процессуалка - модальность, прежде всего направленная на достижение определёных состояний, и уже через них позволяющая решать конкретные запросы; но ведь и остальные техники должны в итоге к этому же приводить.
А тут клиент приходит с готовым запросом состояния: с решением конкретных запросов у него и без того всё прекрасно, - и ему отказывают!
Жизнь бесконечно разнообразна и удивительна. (с)


@темы: опыт

02:45 

Проводы лета удались. В Москве на Пресне не только удалось найти ресторан, открытая площадка которого скрыта под сенью вековых лип, - для огромного мегаполиса уже и одно это немалое достижение, - так в этом ресторане ещё и подают настоящий английский эль, абсолютно правильной остроты салат, и идеально прожареный бифштекс с кровью. И, как будто всего этого мало ещё для праздника, - на террасу подали солнце, и держали его там всё время, пока мы ужинали. Не иначе, у них связи с Канцелярией.

* * *
Пробки сегодня в два часа дня достигли девяти баллов. Главная новость дня. В одиннадцать ночи я видела пробку на Кутузовском - но её получилось объехать, мне было недалеко. Каково было тем, кто ехал на Можайку и дальше - боюсь даже представить. Как ездить по этому городу?!
Яндекс от отчаяния ввёл зелёные стрелочки на своих картах. Они показывают места, где всё ещё можно проехать... И то сказать, показывать места, где проехать нельзя, скоро станет уже совершенно бессмысленно: везде.

* * *
На сон грядуший читаю труды из традиции Бон - они прекрасные, эти ребята, реально прекрасные.
"Если во сне мы видим завтрашний день, а потом он наступает и все происходит именно так, как случилось во сне, это не значит, что будущее предопределено и изменить его невозможно, - это значит, что мы его не изменили." (с) Тендзин Вангьял Ринпоче
Обожаю людей со здравым смыслом!

* * *
Пошла спать, и видеть во сне завтрашний день.
И вам спокойной ночи.


@темы: просто жизнь

16:29 

Откровение

Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я) получил ответы Космоса на два извечных русских вопроса. Позволю себе процитировать его дословно:

"1) Все. 2) Работать."


16:15 

Pow-pow-pow-pow-pow-pow-pow. Oswald was a fag

В последнее время я увлекся просмотром любимых фильмов в разных вариантах перевода.

Поводом для этого послужил фильм "Старикам здесь не место", который я сначала посмотрел в профессиональном, а затем в дублированном переводе.

Разница между первым и вторым оказалось очень существенной: под "профессиональным", как правило, подразумевается многоголосый закадровый перевод (вы слышите параллельно и русскую, и английскую речь), а в дублированной версии вы слишите только русскую речь.

Для покупателей лицензионных DVD это не имеет большого значения, перевод там всегда или преимущественно дублированный, но если вы качаете фильмы из инета, то "профессиональный" перевод, скорее всего, окажется многоголосым закадровым, а не дублированным.

В "профессиональном" переводе я не очень понял, зачем киллер (Чигур) приехал к жене главного героя (Мосс).

Вернее, я понял, потому что он "абсолютный псих" и убъет всех из принципа, но тогда не очень понятно, почему он дважды бросает монетку. Сначала, чтобы решить, ехать ли ему к жене Мосса, чтобы ее убить, и затем предлагая ей бросить монетку (чтобы у ней был шанс спасти себе жизнь). Как-то не очень складно.

В дублированной версии, как оказалось, все дело в криво переведенном разговоре Мосса с Чигуром по телефону, и еще более криво переведенном разговоре Чигура с женой Мосса.

Старикам здесь не место

Чигур предложил Моссу вернуть чемодан добровольно. В этом случае Мосс будет убит, но зато Чигур не тронет его жену. На что Мосс отвечает, что-то вроде "пора заняться тобой серьезно", и бросает трубку. Когда Мосс погибает, Чигур приезжает к его жене и говорит:

- Я предлагал ему пожертвовать собой, чтобы спасти твою жизнь, но он отказался.

Вот оно в чем дело!

Не потому, что Чигур "абсолютный псих", а потому, что он предложил Моссу сделку (пожертвуй собой ради жизни своей жены), от которой Мосс отказался и решил продолжить войну.

Чигур должен был убить ее. Должен. Таков был "уговор" (при условии, что Мосс откажется сдаваться). Но даже в этом случае Чигур сначала бросает монетку, чтобы "приехать" (фактически отказываясь от своего "обязательства" и перекладывая решение на волю судьбы), а затем предлагает жене Мосса... кинуть монетку (снова открещиваясь от своего "обязательства" перед Моссом).

Старикам здесь не место

Довольно странная лояльность к совершенно незнакомому человеку, особенно если учитывать, с какой легкостью Чигур "валил" всех, кто оказался у него на пути. Но если учесть, что это... женщина...

Вспомните сцену, где Чигур хотел выяснить место работы Мосса. Когда я смотрел фильм в первый раз, я думал, что он сейчас убъет эту женщину, а Чигур... развернулся и ушел.

Старикам здесь не место

Режиссеры "намекнули" нам, что ушел он потому, что в помещении (судя по звукам, в туалете) был кто-то еще, но если учесть, что Чигур трижды (!) пытался спасти жизнь жене Мосса (сделка, монетка, монетка), то, может быть, его принципы основывались не только на "деньгах и наркотиках"?

Невольно вспоминается диалог из фильма "24 часа" между охранником и киллером:

- Ты когда-нибудь убивал женщину?
- Слава Богу, нет.
- А смог бы убить?
- Не знаю.

"24 часа" (Александр Атанесян)

По большому счету я посмотрел два разных фильма (о чем ничуть не жалею). И дело не только в том, что диалоги переводятся по-разному, а еще и в том, что они по-разному интонируются. А это порой оказывается намного более существенным, чем содержание самих диалогов.

Подозрительные лица

Например, мой любимый фильм "Подозрительные лица" ("The Usual Suspects"). Я смотрел два разных закадровых перевода (дублированного пока не нашел). В первой версии Дин Китон говорит "калеке":

- Скажи ей, что я пытался.

Во второй версии он говорит то же самое:

- Скажи ей, что я пытался.

В чем же разница? В интонации! В первой версии нажим сделан на "скажи ей", во второй версии акцент сделан на том, что Китон "пытался". Описать это очень трудно, это надо слушать. Но разница колоссальная. Два совершенно разных смысла. Два психологических портрета, если угодно.

Oswald was a fag

Помните, я писал о том, как Макманус считает цели и говорит буквально следующее:

"Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Хм! Освальд был педиком" (прослушать фрагмент, MP3, 170 кб).

Второй вариант перевода меня разочаровал.

"Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь... Хм! Вот занудство!" (прослушать фрагмент, MP3, 175 кб).

Надеюсь, что раньше или позже появится дублированный перевод, и тогда я узнаю, как переводится эта фраза на самом деле.

Первобытный страх

И, наконец, фильм "Первобытный страх" ("Primal Fear", 1994), второй вариант перевода которого я посмотрел буквально на днях. Разницы практически никакой, кроме... кроме нескольких слов. Но это очень важные слова. Судите сами...

Прим. цитата вольная, но за содержание ручаюсь. Если вы не смотрели этот фильм, вы вряд ли поймете, о чем идет речь. Пересказывать я не буду, лучше посмотрите сами.

Первый вариант:

- Значит, никакого Роя не было?
- Вы меня разочаровываете. Никогда не было Арона.

Второй вариант:

- Значит, никакого Роя не было?
- Вы меня разочаровываете. Никогда не было ни Роя, ни Арона.

Ничего себе! Очень неожиданный поворот.


@темы: кино

10:45 

Рациональные гарпии: GPS в голове.

А теперь я расскажу, почему я так долго возилась с этими двумя лирическими отступлениями:
Покер по Берну и Нравственность, почему отвлеклась на это все и все-таки при чем тут рациональные гарпии.

Самые любопытные прошли по ссылкам уже, да? и оценили объем материала, который пришлось излагать с разъяснениями, и припомнили, как мы в этих разъяснениях путались почти год.

Так вот, судари и сударыни: рациональные Гарпии, по крайней мере, те их них, которые относятся к перелинявшим и летающим, в этом не путаются, в отличие от нас с вами. Они это не обсуждают словами, да, и могут говорить совершенно чудовищные вещи по этим всем темам. Но почему-то ДЕЙСТВОВАТЬ они будут в соответствии со своими интересами и системами ценностей, как они понимают то и другое.
У них это в программу расчета курса в их навигаторе вшито примерно так же прочно, как пользование ложкой. И они принимают верные решения, не особенно обдумывая их сознательно - то есть, по крайней мере так это выглядит со стороны.
Их высказывания об этике, предполагаемых нормах социального устройства, правилах взаимодействия между людьми в той или иной реальной ситуации бывают такими, что... короче: "Принцесса, молчите, вы так невинны, что можете сказать что-нибудь совершенно ужасное" (с).
Их собственные объяснения их действий в ситуациях подобного рода иначе чем рационализацией и не назвать, пожалуй, но их можно и не слушать. Главное - знать, что если Рациогарпий поступил вот так, значит в этой ситуации это будет лучшим решением.
Решения они принимают тяжело, поскольку отчасти это все тот же полет от столба к столбу - но менее травматичный, чем у эмоционалей. Да, для столбов тоже менее травматичный. В этот режим они включаются неохотно, поскольку типовая особенность брать на себя все последствия своих решений им обходится дорого, и они хотя бы интуитивно это знают.
Гарпии-рационалы - самые тяжелые, крупные и сильные и оснащенные самым мощным вооружением из всех трех подтипов. И самые эффективные на дальней социальной дистанции.

Все, с этим подтипом наконец разобрались, и я надеюсь, что выложенная справочная информация нам поможет как-то быстрее и проще разбираться со следующими типами.

После возвращения в Петербург из Москвы (после 16 сентября) будем говорить про Заботливых Гарпий. Опять с объемными вставками - но экскурсы будут уже в другие области жизни людей.


08:44 

– Он меня просто использовал!!!

«Девушки, если вы хотите получать удовольствие от секса, - берите деньги!» (С) Русское радио.

 

Приходилось ли вам слышать, скажем, от подруг: «Вдруг он меня просто использует!»

Что значит эта фраза? Что значит «просто»? И что значит «использует»?

 

«Для того, чтобы приготовить пирог, используйте…»

«Я использую все наши связи, все возможности, чтобы…»

Вроде ничего страшного – ничего преступного. Никто не возражает: все нормально.

 

Все ужасы начинаются тогда, когда используют не продукты, не связи, а человека.

- А-а-а! Меня приравняли к вещи!

Что это значит? Так ли это? Как это вообще возможно?

Дальнейшие рассуждения касаются тех ситуаций, где чувствуют себя использованными представительницы слабого пола. У мужчин - похоже, но есть нюансы.

Начну с примера.

 

Как-то на тренинге я предложила упражнение «Конкурс на лучшего любовника». Для этого, конечно, не надо было проявлять ВСЕ свои умения в этой области :), просто парням предлагалась сделать что-то приятное девушкам: молча, с помощью прикосновений. Девушка могла как остановить особенно дерзкого (убрав руку или сказав «Стоп»), так и поддержать то, что ей нравилось (например, одобряющей улыбкой или кивком). Для того, чтобы это не было действо на тему «кого больше всех любят в группе, тот и делает приятно», девушки закрывали глаза. К ним подходили парни и что-то делали полторы минуты, потом разбегались к другим девушкам. И потом еще раз. Девушки не знали, кто к ним подходил: кого-то, конечно, могли и узнать, но не на 100%.

Потом в общем кругу обсуждали: что кому понравилось, что – нет и почему. Что вообще нравится, как понять – кому что надо, какие мы сигналы посылаем друг другу и т.п. Делились переживаниями и чувствами. Было любопытно и поучительно для обеих сторон.

 

И тут одна девушка сказала:

- С одним из парней я почувствовала, что меня используют!

Многие в ответ закивали головами: да, и у меня так было. Парни заметно напряглись.

Я заинтересовалась. И, надо сказать, забеспокоилась о парнях: им приходится периодически выслушивать упреки в использовании, - что для них самих это значит? Как подействует это на их активность, инициативность, открытость? Думается, не лучшим образом. Что они могут сказать в свою защиту: нет, я не использовал? Вряд ли поверят…

Я встряла:

- Погоди, как ты можешь это чувствовать? Это же не чувство – «меня используют»?

- Ну, я понимала, что меня используют.

- А как ты это поняла?

Девушки хором начали мне объяснять, почти как марсианке – на пальцах, что, мол, используют – это когда ты чувствуешь, что все, что он делает, делает для себя, а не для тебя. Парни пристыжено молчали.

- Это понятно. Не понятно: как ты чувствуешь, что он делает это для себя?

- Вик, ну ты что, не понимаешь? Он делает то, что мне не нравится – значит для себя…

В зале повисла тишина.

- Значит, если девушке не нравится то, что делает парень, - это он ее использует? - переспросила я, и обратилась к своей первой собеседнице - А ты ему дала как-то понять, что тебе не нравится?

Девушка ошарашено посмотрела на меня:

- Ну…. Я.. не улыбалась… не показывала, что мне приятно…

Парни оживились, загомонили: «Поди ж ты, догадайся – нравится, не нравится. Как же мне догадаться, что неприятно девушке, если я не знаю наверняка, как она ведет себя, если ей приятно… некоторые, когда приятно, просто молчат… »

Случился коллективный инсайт. :)

 

Всем, кто узнал себя в описанном действе: так бывает почти на каждой группе курса «Сексология». Так что это не про вас! :) Или не только про вас.

 

Подведем итоги. Значит, используют, - это когда у парня не получается угадать: приятно ли нам, девушкам, то, что он делает? Т.е. логика такая: «Я жду, что он сделает мне приятно. Он что-то делает, я не демонстрирую удовольствия, - он должен догадаться, что мне не нравится – и перестать делать это. Если он продолжает, значит, на мое удовольствие ему плевать, и он заботится о себе. За мой счет! Меня использовали!!!».

Умение читать мысли должно наличествовать, по-видимому, априорно.

 

Во избежание дискуссий на тему «бывает, что все же используют», отмечу: да, бывает. Обещали одно, а сделали другое – обманули, использовали (например, проститутке денег не заплатили). Или она сказала: не делай так, а он продолжил – да, использовал (скажем, изнасиловал). В этих примерах момент использования для жертвы вряд ли будет ключевым - эмоционально, - да и с тем, что использовали – не поспоришь.

 

Я же хочу обратить ваше внимание на ситуации, где переживание «использованности» субъективно и не может быть никак подтверждено наблюдателем (если бы он был).

 

Фразу «он меня использовал» девушки чаще всего говорят в двух случаях. Первый подразумевает: «Он не прочел мои мысли и делал то, что нравилось только ему». Второй: «Я думала, что после этого он (позвонит, женится, погибнет от страсти – вставьте свое), а он жив - здоров и без меня…».

Налицо в обоих случаях не озвученные ожидания (и, впоследствии, не оправдавшиеся). В первом – ожидание, что парень будет делать то, что ей приятно, а что именно приятно - угадает сам. Во втором – что он будет играть по тем правилам, которые она считает общепринятыми. И страх «он меня использует» - о том же: «ожидания не оправдаются». Правильный страх. Не оправдаются. Зуб даю.

 

Но главное даже не это. Главное - то, на что пошла девушка, было жертвой. Во имя чего-то другого, наверное, для нее более светлого и радостного, чем сам процесс.

Скажу вам по секрету: меня можно обмануть, но использовать нельзя. Даже не так: меня можно использовать, но только с моего согласия. Ведь я САМА принимаю решение – участвовать ли мне в действе. Я просто не буду делать того, чего не хочу в том виде, в котором мне это предлагают. Я не стану терпеть что-то ради своих фантазий о том, что будет потом. То, что я делаю, - я делаю прямо сейчас. И то, что получаю, - получаю прямо сейчас. Если я соглашаюсь на секс – я получаю секс. Его качество и мое удовольствие (и, конечно, удовольствие партнера) зависит в равной степени от нас обоих.

Все остальное – дело прошлого или будущего.

Откровенно говоря, секс ради будущих необъявленных «плюшек» - самый короткий путь к переживанию «меня использовали». Ваши «плюшки» - ваше удовольствие. Если вы не получаете удовольствия от секса никогда, - не занимайтесь им. Или радуйтесь его оргазмам. Или берите деньги (а, чуть не забыла « «просто» использовал» – видимо, значит - бесплатно :)).

 

Не зависимо от того, на что вы соглашаетесь, вступая с кем-то в отношения, - вы получаете то, на что согласились (встречу, прогулку, свидание, ужин, секс и т.п.). Качество встречи полностью зависит от тех усилий, которые вы ОБА будете прилагать.

А если усилия прилагать будете только вы, милые девушки… Что ж, тогда ему, вероятно, покажется, что это вы его использовали… :)

 

P.s. Уважаемые господа психологи, на аспектах влияния и мотивов родительского интроецирования на тему: «он тебя обязательно использует» я сознательно не останавливалась, дабы не перегружать текст. Но, если есть желание, можем обсудить в комментах.

 


@темы: по следам проведенных тренингов, психология отношений, сексология, установки

01:14 

Вернулась.
* * *
Жители Башкирии, предтавьте себе, - башкиры. И даже сам президент у них - башкир. (почти с)
* * *
Уфа - прекрасный, просторный город с чистым воздухом. Не могу сказать того же о воде.
* * *
Семинар проходил в здании Музея современного искусства Республики Башкортостан. Мы были чудной инсталляцией, чудной.
* * *
По следам семинара нас пригласили на персональную выставку местного художника в Москве, где-то на Пречистенке. Вспомню, где, - сообщу.
* * *
На обратном пути впервые в жизни видела стюардессу, жующую жвачку во время гобъяснения пассажирам, где находятся аварийные люки и кислородные маски.
* * *
...а дома лучше.


@темы: просто жизнь

14:56 

Галлюцинация как биологическая метафора

Во второй серии третьего сезона "Доктор Хаус" (House M.D.) в клинику поступает семилетний мальчик с галлюцинациями. Мальчик уверяет, что его похитили инопланетяне, и вживили ему чип в шею, чтобы следить за ним.

Доктор Хаус


В процессе лечения обнаруживается, что галлюцинации являются следствием так называемого химеризма.

Мальчик появился на свет с помощью искусственного оплодотворения. "Врачи имплантируют от 2 до 6 эмбрионов, чтобы вы были уверены, что не зря потратили деньги.

Доктор Хаус


Проблема в том, что малышам не всегда хватает кроваток. Два брата застревают в одной комнате, но там нет двухэтажных кроватей.

Доктор Хаус


Они жмутся друг к другу, чтобы согреться, и в итоге не распутываются обратно. Он - два человека в одном.

Доктор Хаус


Это называется химеризм" - говорит Хаус.

В результате Хаус предлагает "спровоцировать" у мальчика повторную галлюцинацию, чтобы выявить чужеродные зоны в головном мозге (которые фактически принадлежат его неродившемуся брату) и удалить эти зоны. "Один из ваших сыновей умрет", говорит Хаус родителям, "но тот, кто повыше, больше не будет таким надоедой".

Операция прошла успешно, мальчик поправился. Но самое, на мой взгляд, удивительное в этой истории осталось за кадром.

Удивительно, насколько точно содержание галлюцинации отражает самую суть химерического слияния, где одна из жизней была... похищена.

Более того.

Хаус исключал, что чужеродные зоны способны на какую-либо мыследеятельную активность. Она, по мнению Хауса, всецело принадлежит мальчику. Его брат, в сущности, является фрагментом чужеродной ткани, которая атакует "родную" нервную ткань головного мозга, вызывая галлюцинации.

И когда галлюцинации возникают, "родные" нейроны находятся в состоянии активности ("подсвечиваются", как сказал Хаус), а "чужеродные" нейроны остаются пассивными ("темными").

Вот почему инопланетяне. Потому что они априори предполагаются нами как существа с более высоким уровнем умственного развития (а чужеродные клетки, напоминаю, по мнению Хауса не способны к мыследеятельности).

Но, черт возьми, каким образом этот немыслящий "фрагмент чужеродной ткани" сумел так точно описать свою ситуацию?

Ведь он фактически сообщил (содержание галлюцинаций), что был похищен неким высокоразумным существом!

... Я понимаю, что это только кино. Кино. И это не повод для каких-то предположений.

Но, право, это повод для того, чтобы переосмыслить некоторые суждения Грофа (относительно травматических внутриутробных переживаний) и микропсихоаналитические тезисы Сильвио Фанти о "внутриутробной войне".

UPD.
Нашел у Фанти упоминание химеризма. Только он (основываясь на положении об эмбриональной агрессивности) называет это явление не химеризмом, а "каннибализмом эмбрионов близнецов". И пишет, что это явление "может породить индивидуума, происхождение которого часто оказывается непознанным".


@темы: психология, экзистенция

23:25 

Против гришковечности, или Похвала переменам

Вчерашний день Истинный Учитель Истины (то есть я) провёл как должно: открыл в подшефном колхозе им. Баграмяна кролиководческую ферму, обыграл в чапаева Секретариат и, наконец, вскрыл одно серьезное массовое заблуждение касательно вечности.

Причиной стала пациентка -- упитанная обозревательница столичных журналов, ярко ругающая мужской пол и бытовые неудобства. Явившись на приём в джинсах и бусах в перерывах между двумя экзотическими поездками, она строго спросила меня:

-- А вообще, когда это всё кончится? Я про Кавказ.

-- Нескоро, дитя моё. -- ответил я. -- Он древний, над ним ещё птеродактили летали.

-- Меня выбешивает просто, что столько нерешенных проблем, а наши взялись помогать каким-то одним чуркам против других. -- продолжила гостья. -- Паспортов им пораздавали... Я уже сколько времени как с Украины приехала, а гражданства мне пока никто не предлагал. Почему сначала со мной разобраться не могли? Дали им 500 миллиардов для начала, а я от этого государства слышу только -- "рожай, мы воюем, нам пушечного мяса нового нужно"! Вот фиг я буду им рожать. Рожу, потом соавтор ребенка тю-тю, естественно. И чего мне потом? А я молодая, красивая, ездить люблю, я еще в Грузии не была, а там дешево...

На этом месте я всё понял и властным жестом сунул посетительнице белую шоколадку.

Дама оказалась носительницей инопланетного заболевания, созданного с целью окончательно дезориентировать Человечество. По моей просьбе проф. Инъязов придумал для него ярлык "Гришковечность" , имея в виду общую для больных тягу к комфортному безвременью и творчество знаменитого деятеля культуры Е.Гришковца.

Суть гришковечности в том, что подцепившие её норовят любой стабильный период собственной жизни считать вечным и неизменным состоянием мироздания. Всё, что нарушает его, воспринимается гришковечными больными как акт агрессии, направленной лично на них. Любопытно, что гришковечные вполне допускают хаос на уровне собственных поступков. Они лично дозволяют себе халтурить, скандалить, увлекаться, расходиться и бросаться тяжелыми предметами -- но категорически отказывают в этом праве окружающему миру.

Мир, состоящий в их представлении из ряда кафе, мест работы, магазинов и двух видов заграницы (дорогая и дешевая), обязан работать как часы. То есть не хамить, организовывать посиделки, платить вовремя, жрать что гришковечные ему дают и -- ни в коем случае не дорожать.

...Появилась гришковечность не вчера. Еще древние обитатели Междуречья полагали, что мир зиждется на ирригационных сезонах Тигра и Евфрата, текущих к морю исключительно для выращивания фиников и продажи их окрестным народам. Мир был настолько ясен, что в нем появились даже специально обученные боги, обметающие женские пальмы пыльцою с помощью специальных метёлок. Эта вечность продолжалась около полутора тысяч лет, пока соль, содержащаяся в реках в малом количестве, не сделала почвы непригодными для финиководства.

С тех пор время неимоверно ускорилось, но всякая новая эпоха порождала всё новые разновидности гришковечности. Апофеозом её разумеется, стало Новейшее время. Сперва петербургские поэтессы, привыкшие к вечности с шампанским и пахитосками в "Бродячей собаке", недоумевали, что это за революция такая и почему им не нашлось после неё места. Затем мюнхенские банкиры, привыкшие отстёгивать и договариваться, не поняли, с чего это к власти пришли психи и почему теперь им из-за национальной принадлежности нужно бежать за океан, бросив всё. Уже в недалёкое от нас время короли посиделок в европейских пабах и бразери, переставшие заводить детей, но не наращивать потребление, не поняли, что за черномазые завелись в их чистых городах.

В наши дни и в наших широтах гришковечные недоумевают, с чего этому миру, задолжавшему им еще столько дискомфорта, вздумалось воевать с одной из Дешевых Заграниц. Разумеется, они подозревают, что сделано это с целью заработать материальных благ. Причём тех самых, на которые вполне могли рассчитывать бы они.

Прекрасным образчиком сегодняшней гришковечности является новая книга известного публициста Д.Быкова "Списанные". Её сюжет сводится к тому, что лирическому герою, халтурящему, увлекающемуся, беседующему за алкоголем и ездящему по дешевым заграницам, внешний мир вдруг сокращает возможности продолжать в том же духе. Проведя собственное расследование, герой обнаруживает, что виноват во всём непосредственно Бог. Ему, понимает герой, доставляет удовольствие мешать людям жить (то есть халтурить, увлекаться, расходиться, скандалить, вести беседы за алкоголем и ездить по дешевым заграницам). И поэтому Создатель подкидывает им бытовые неудобства. Более гришковечно высказаться невозможно по определению.

...К сказанному остаётся добавить: гришковечные органически неспособны уловить прямую связь своей халтурной ежедневности с глобальными катастрофами. Хотя совершенно очевидно, что мир, в котором упитанная дама в мегаполисе зарабатывает глупой руганью в журналах годовой бюджет непальской деревни, рано или поздно взбунтуется. И в Непале к власти придут маоисты, а другая дешевая заграница от нищеты и зависти изберет себе откровенного дуче и начнёт стрелять по соседям из установок залпового огня "Град".


Космос с чистой совестью отказывается от терапии гришковечности. Она исчезает сама, когда на сконструированные больными мирки обрушиваются большие перемены.

P.S.

Древнее китайское проклятие "May You live in interesting times", воспроизводимое по-русски как "чтоб ты жил в эпоху перемен", впервые появилось на свет в 1950 году в рассказе английского писателя Эрика Фрэнка Рассела "Поворот" :)



21:02 

Скромное очарование «высокого». Оно же ХАНЖЕСТВО. Совместно с molnija

Помните пост про безнравственность? Вот этот пост.
Там речь шла про утилитарность как единственный мотив для выборов и решений – и для формирования поведения вообще.
То есть нравственная основа у человека может быть и есть, но она не прилагается к реальной повседневной обыденности, сиречь, не используется.
А ведь может быть и наоборот. И вы это «наоборот» много раз видели.
Это ситуация, когда человек не использует утилитарную основу для выборов, решений и формирования поведения. Надо бы, а не использует, намеренно от нее отстраняется. Отвечает за этот выбор, конечно же, Другой, причем не по своему выбору, а потому что этот тип "духовности" чрезвычайно некомфортен для окружающих, что и делает обе ситуации одинаково кривыми.

Не понимаете? Сейчас объясню.

Представьте себе религиозную противницу абортов, которой очень хочется совместить принципы (не один, а большой такой список) с личной жизнью. А партнер довеску в виде чужих принципов сопротивляется, он вообще-то не за этим в отношения шел. Отчего или он сам собирает чемоданы, или ему указывают на дверь. И остается у нравственной дамы вполне осязаемая память об этой истории.«Дал Бог зайку – даст и лужайку», говорит она и рожает шестого зайку. Пять предыдущих заек толкутся по вытоптанной однокомнатной (хорошо если) лужайке, или по трем соткам скудного палисадника, в соплях и золотухе, потому что «богатство - грех» и «о материальном думать нужно во вторую очередь, духовное должно быть во главе».
Знаете, утилитарным подходом в этом случае было бы вручить старшему авоську для картошки, среднему – метлу, третьему – молитвослов (и чтобы читал вслух, это тоже работа, ага), младшему – последнего и свободными руками хотя бы поставить воды для супа. Нормальная верующая мать именно так и поступит, эта практика наработанная столетиями, она позволяет совместить Вечность и Обыденность, потому что это две стороны одной медали, вообще-то. «Духовное» же существо из приведенного примера думает «о высоком», противопоставляя его Обыденности. Аверс монеты виден, а что голодные дети маются от безделья, так это же реверс, зачем на него смотреть.

Берем любого, кто встает на видном месте, особенно в сети – тут громче, и вещает о том, что ВАМ нужна духовность. Черная, белая, индиговая или в крапинку. Мутная волна движения хиппи и прочих контркультур выплеснула на берег таких «практикующих» в количестве.
К части из них на три шага не подойти, так как от «духовности» нестиранной с Пасхи до Успения тельняшки ваше неискушенное сознание из тела выбьет на фиг. А он вам в ответ на непроизвольную гримасу выдаст, что его духовная мощь позволяет ему терпеть этот дискомфорт, а вам слабо. Вторым прозвучит, что стыдно (поняли, да?) зарабатывать больше, чем он тратит на себя в месяц, а зарабатывая – не отдать ему. Чтобы отрастить такую же духовность, ага.
Категория уровнем повыше может сидеть не жравши неделю, ныть об этом всем подряд, дождаться пока вписчик, подруга, родственник - или кто-нибудь - принесет еды на неделю и перемоет заодно посуду, сожрать все махом и лечь переваривать, загадив всю посуду заново, после чего сказать - ты это делал ради своего чувства прекрасного, чего ты теперь от меня хочешь?
Категория высшего разряда будет куда аккуратнее, правда, не постесняется попенять вам на ваш кошелек, который через миг станет легче, и оставит вас с чувством «Ты лох, и это – судьба».

Берем «признанного гения», то есть признанного ровно настолько, что он занял социальную нишу. Вы его найдете хоть в институте, хоть в рабочем коллектив – один да обязательно отыщется. Великая Цель, которая вам навязнет в зубах на пятый час общения с ним, на самом деле не имеет никаких шансов на реализацию. И пусть вас не обманут фантики обещаний. Персонаж будет носиться с идеей издания книги, но всей рукописи останется навсегда половина авторского листа. Он достанет вас проектами построения храма солнца над водой, но даже не определится с местом для фундамента, не то чтобы добыть пару машин бетона под стройку.
И это ВСЕ, что будет на выходе. Потому что для того чтобы реализовать цель, надо взяться за утомительную работу по переброске песка из Вечности в Обыденность. Копать и копать. Точнее, действовать, планируя свою работу. Планирование работы – занятие сугубо утилитарное, достижению какой бы великой цели не была посвящена деятельность. И по затратам эта работа такая же энергоемкая, как если бы вы не играли в шахматы, а их придумывали, ну то есть игру другую, но по сложности сопоставимую.
Мало этого, сама работа – это такая специальная деятельность, эффективность которой определяется по результату. Не по усталости. Не по напряжению мышц, силы воли или там лица. Но фиг ли, проще мерять по тому, что мы СЕЙЧАС устали, чем ждать результата, который будет ПОТОМ, всегда позже, чем завершена работа.
А еще результат всегда совершенно в другой области жизни, чем та, к которой эту деятельность можно бы отнести. Если вы крестиком думки вышиваете, то вы же не ждете, что вам заплатят подушками (три целых, одна четвертинка)? А когда речь идет о проекте всей жизни или чем-то высокодуховном, то ждут отдачи в той же самой валюте из высокого и чудесного. А от «грязных» денег проще отказаться, чем их как-то в картину мира впихнуть.
Так и остается идея собственной чеканки на аверсе. А реверса, да и самой монеты в виде воплощенной в жизнь идеи, не будет.

Профессиональный пострадай, который будет аппелировать к вашему милосердию и порядочности, пока не высосет ваш кошелек досуха и не оближет ваш холодильник изнутри, стал таким именно потому что пренебрег утилитарным во имя духовного – но в вас и в вашей жизни.

Гениальный манипулятор, который предложит вам помощь в простой бытовой ситуации, на этом основании вырвет у вас с мясом два часа, если вы могли уделить только сорок минут и полчаса, если у вас ни минуты не было, потом попросит чаю, потом упрекнет вас в невнимании к себе и «поможет» так, что вы потом еще неделю будете компенсировать последствия этой помощи, тоже ищет духовного в вас. И ему плевать на вашу утилитарность, хотя именно на нее он вас и ловил.

Знаете, что объединяет все эти ситуации? То, что такой человек вынуждает окружающих поддерживать реальную и повседневную его жизнь за свой счет, не делая при этом ничего ровным счетом.

Такое поведение «духовных» персонажей сродни попытке медитировать на переходе в метро в час пик - пока вы будете пытаться сосредоточится, сидя в позе кактуса, об вас будут спотыкаться и набросают денег и матюков. Но материть медитирующего решатся не все.
Или сродни попыткам проповедовать в кабаке - в вас, с шансами, зальют столько, сколько потребуется, чтобы вы заткнулись.То есть, могут и в зубы насовать, конечно, но не всякому же охота выглядеть безнравственным уродом - "вечные ценности" защищают желание выпить на халяву вполне надежно.

Есть еще одна категория ситуаций, создаваемых посредством этого замечательного явления. Это "маленькие принцы" и такие же принцессы, пытающиеся поднять самих себя на недосягаемую для собственной здоровой телесности высоту."Слишком духовные чтобы..." впишите вместо троеточия что угодно, относимое к физическому телу.
Они боятся "запачкаться" обо что-то более вещественное чем чашка кофе - и этот кофе составляет весь их обед.
Они боятся "запачкать отношения" с интересным им мужчиной или женщиной чем-то серьезнее, чем руку подать на выходе из автобуса - и теряют возможность действительно хорошей связи.
Они боятся "запачкать репутацию" вопросом об индексации зарплаты - и сидят на самой низкой зарплате в отделе, делая почти все за почти всех. Ну и естественно, они слишком духовны для хорошей одежды, элегантного белья, или - не дай Бог - приличного парфюма и косметики. Мыло и расческа. Хозяйственное. Да, для волос тоже.
Да, и в их поведении есть своя выгода: эти люди ВСЕГДА могут рассчитывать на помощь окружающих, а если кому-то не посчастливилось родиться у таких мамы или папы, то это хуже тюрьмы: эти сроки начисляются по американской системе: три пожизненных, пять пожизненных... пока родители живы и все их распоряжения не выполнены - никакой личной жизни, иначе ты плохое чадо.

Во всех вышеприведенных примерах идея награды за духовное совершенствование путается с оплатой. А оплату персонажи требуют с окружающих, вместо того чтобы надеяться на награду от Мира и Вечности.
Судари и сударыни, такому поведению есть вполне определенное название: ханжество. Запомните его. Ханжество - это результат неправильного формирования нравственности. И кончается это обычно раскрытием обмана, то есть раскрытия за всеми словами и жестами попыток выудить у окружающих в качестве оплаты то, что Мир - за качественную работу с собой - обычно стремится преподнести человеку в Дар. И у Мольера в "Тартюфе" это показано классически.


@темы: нравственность

11:25 

В Место Силы

Брат присылает мне из деревни смс:
"Вышли сала (положи мне денег на телефон).
Когда ты приедешь?
САЛО!!!
Советую брать билеты заранее.
Не забудь про сало!
Кстати, привет!
А я про сало уже писал?"

И вот с этим человеком я проведу ближайшие две недели?!
Да! Да! Да!!!
Ура-ура!

Словом, еду поездом (некромантия нашей машине пока не помогла, а
братский джип с братом же в деревне) к брату в деревню сегодня вечером.
Вернусь 7 сентября.
Повторюсь, рискуя надоесть: Интернет и звонки по мобильнику - это на
ближайшие две недели не для меня. Но смс-кам буду рада.


@темы: Воззвания и объявления

13:52 

Из неначатой книги "Диалоги"

Диалоги за работой:
- И вот заметь, - говорит _ksa, нанося красивые узоры клеевым пистолетом – Борьбу за чистоту нации обычно инициировали полукровки. Шикльгрубер, например.
- Да. Или Пуришкевич.
- Или, что нам ближе – Волан де Морт.

Я, набивая по трафарету, пою неприличную частушку:
- "Я имел бы всё на свете
Кроме шила и гвоздя…"
Обрываю пение и ищу мешочек с бисером, приговаривая:
- Где-то тут у меня был…
Кса (невинно):
- Гвоздь? Или шило?

Сделала на той неделе глупость. Иногда, делая глупости, я почему-то
так изумляюсь и расстраиваюсь в первый момент, как будто именно эта глупость была
у меня первым причастием к великому миру глупостей,
кляксой легла на мою белоснежную жизнь, и уж конечно
она-то и будет последней. Однако потом мне становится на себя смешно.
Когда смешно уже стало - делюсь с мужем:
- Мне всегда хотелось жить так, чтобы Бог, глядя на меня, улыбался от радости.
Муж:
- Ну и как?
Я:
- Ну, я здесь несколько переборщила: Он всё больше смеётся. Я – такой Божий баш. орг.

Подслушиваю разговор двух девушек:
Первая:
- Теперь я хочу от него…
(долгая пауза)
Вторая:
- Ребёнка?!
Первая:
- Избавиться поскорее!!!


А ещё мы с Филигоном накреативили очередную сказочку-несерьёзочку. На
самом деле, мы регулярно что-то забавное гоним (язык не поворачивается
сказать "сочиняем") в процессе ходильной горячки.
Ходильная горячка - это когда есть несколько минут на ходьбу из точки
"А" в точку "БЫ" и хочется потрепать языком и посмешить ближнего.
Правда, результаты мы обычно не записываем, а просто друзьям рассказываем "на посмеяться".
А тут что-то вдруг записалось: http://philigon.livejournal.com/104429.html

Кстати, жители города Москвы, вы помните, что 26 августа у вас есть
счастливая возможность отметить конец лета концертом Филигона? http://www.radiovalar.ru/fly/fly65.jpg
Жителям Нижнего Новгорода, наверное, и напоминать не стоит, потому что
концерт Филигона у вас уже сегодня http://community.livejournal.com/roleplay_nn/176718.html


@темы: Забавное

10:31 

Гениальная mirish (Елена Ханпира) написала обо мне (точнее, обо мне в прошлом) песню, которую выложила некоторое время назад для меня в своём ЖЖ.
В виде стихов эта песня тоже совершенно прекрасна (а ещё я безумно люблю у Мириам "Ночь в раю"):

Когда ты поймешь, что сделала все, что могла?
Когда Господь твой скажет тебе: «Довольно»?
Дитя мое, ты вынесла слишком много зла!
Тебе уже больно, невыносимо больно.

Когда ты отпустишь поводья из слабых рук?
Когда ты доверишь волнам и тело, и волю?
Дитя мое, покинь этот адский круг!
Он скажет «Довольно!», Он должен сказать: «Довольно!»

Когда ты шагнешь за свой болевой порог,
И ветер сорвет с ветвей последние листья,
Тогда я спрошу, и пусть мне ответит Бог:
Ведь мы возвратимся? Мы еще возвратимся?

P.S. Я тут поняла, что когда я о себе думаю или рассказываю, то обычно
выделяю смешное. Мой личный жанр это комедия или трагикомедия.
А люди, которые обо мне пишут – красками, сказками, песнями –
обычно видят меня лирической героиней и создают волшебной красоты
лирические вещи.
Это совсем не так, как вижу я, но, пожалуй, мне это нравится.


@темы: Чужое

03:00 

«Это твои проекции!»

Эту фразу мне приходится часто слышать от тех, кто только начинает заниматься психологией. Откуда она берется и что значит: предлагаю свои размышления.

 

Ситуация на группе. Одна девушка (Таня) бросает другой (Оле):

- Ты на меня сейчас злишься!

- Стоп – стоп – стоп, - говорит тренер. – Ну-ка, прими ответственность за собственное восприятие.

- Что такое? – ничего не понимает девушка Таня.

- А что ты сама к Оле испытываешь?

- Ну, жалость, - уходит в глухую оборону Таня.

- А за что ты ее жалеешь?... А как ты определила, что Оля злится?..

Через 20 – 30 минут «препарирования» и «запирания в угол» Тани, таки выясняется, что она злится на Олю. Тане стыдно и обидно. Успокаивая ее, тренер рассказывает о том, что это так работает известный защитный механизм под названием «проекция», заставляющий нас приписывать свои отвергаемые части (например, «я - злая») другим людям. И что не плохо бы, прежде, чем кидать другим людям «ты на меня злишься» - сначала подумать, а со мной-то что происходит? Обычно лекция на тему не читается (чтобы не перегружать группу), а даже, если и читается, – все равно ПЕРЕЖИВАНИЯ оказываются сильнее любых объяснений.

Давайте посмотрим, с какими впечатлениями уходит группа.

 

Таня уходит с переживанием стыда. Мало того, что ее уличили в том, что она «проецирует» - приписывает свои чувства другим, так еще и в том, что отрицает свою «злую часть».

Оля чувствует себя «я - вся в белом», плюс защищенной, - даже вооруженной, - новым методом: нужно вернуть человеку его проекции! О ее злости-то никто ничего не говорил. Все были увлечены препарированием Тани, про Олю забыли! Словно, проекции возникают на ровном месте…

Остальные уходят со стойким ощущением, что проекции – это плохо.

 

Не удивительно, что после всего этого (а произойти подобное может на тренинговой или терапевтической группе; у психотерапевта; на психологической консультации; в беседе с друзьями – начинающими психологами; и даже при чтении подходящей книжки), фраза «это твои проекции» кажется адекватной везде, где другой пытается что-то говорить про нас. И перевести ее можно так: «Не важно, прав ты или не прав, не смей думать, что ты можешь что-то знать обо мне. На себя лучше посмотри!», что ведет, при любом раскладе, к разрыву контакта.

Если все пустить на самотек, люди в этой группе перестанут говорить о своих проекциях. Но проецировать не перестанут. Дело в том, что проективный механизм необходим, чтобы ориентироваться в мире, чтобы - хоть отчасти - прогнозировать поведение другого. Если человек перестанет проецировать (т.е. предполагать, опираясь на свой опыт, что и как другой будет делать в той или иной ситуации), он погрузится в такую тревожную неопределенность, что будет не в состоянии вступить с кем-то в контакт.

Да, вернусь к описываемой «тусовке». Проецировать-то они не перестанут. Но, увы, перестанут проверять свои проекции (ведь предъявлять проекции – стыдно!). А как раз тут и зарыта собака: проективный материал является опорным при изучении новой ситуации и нуждается в постоянной проверке и уточнении. Непроверенные проекции погружают нас в мир пугающих фантазий о других людях и усложняют возможность вступления в контакт.

 

Посыл на «это твои проекции» - болезнь роста. Если группа (или сам человек) продолжает заниматься, обучаться – они разберутся, и перестанут считать «проекции» - делом плохим и стыдным. Если кто-то уходит из группы, не «переболев», - он еще долго будет «рвать» привычным образом контакт, вызывая раздражение у окружающих.

 

Итого: проекции – это нормально. Чтобы они не становились помехой в общении, проекции стоит проговаривать в форме предположения, с целью проверить их правильность, а не убедить другого в том, что вы знаете о нем больше, чем он сам. Даже, если это так и есть на самом деле. :)

P.s. Последняя фраза не касается практикующих психотерапевтов, получающих деньги за свою работу. :)




@темы: размышления, терапия, тренинги

19:48 

Интересно, башкиры среди френдов есть?

Завтра вылетаю проводить семинар в Уфе. В Уфе не была ни разу, хочется потратить время не зря. Отвезти в Место Силы мне уже пообещали; что ещё стоит посмотреть, кто-нибудь в курсе?

Ну там - природные, исторические, культурные достопримечательности; живые башкиры шаманы; национальные рестораны, вкусные блюда и прочие удовольствия тела...?

И, естественно, если есть кто-нибудь из тех мест, коллеги или просто френды - у нас есть шанс пересечься. ;)


@темы: просто жизнь

12:49 

Об этом психически неполноценном человеке

Не устаю удивляться телепатическим способностям психиатра Михаила Виноградова.

"Посмотрев видеозапись, на которой Михаил Саакашвили грызет часть своего галстука во время подготовки к выступлению на телевидении, а также фотографии с изображением грузинского лидера" (МК), криминалист Михаил Виноградов установил, что такое поведение свидетельствует "об утрате им контроля над своим поведением, растерянности и вообще-то об огромном страхе, который владеет сейчас этим психически неполноценным человеком".

Михаил Саакашвили


Вообще-то ничего особенного.

Об утрате контроля, растерянности и огромном страхе можно было бы говорить в том случае, если бы Саакашвили грыз галстук непосредственно в прямом эфире. Тогда да.

Но если человек находится за пределом эфира, вне поля зрения, один на один со своими мыслями и чувствами, то в таком поведении нет ничего особенного.

Дмитрий Рогозин, например, не прочь попробовать на вкус мобильный телефон.

Дмитрий Рогозин

Джордж Буш грызет дужку от очков.
Джордж Буш

Геннадий Зюганов грызет дужку от очков.
Геннадий Зюганов

Светлана Сорокина не прочь полакомиться своими пальцами.
Светлана Сорокина

Джорджу Соросу нравится вкус авторучки.
Джордж Сорос

Михаил Касьянов полностью разделяет вкусовые предпочтения Сороса.
Михаил Касьянов


Эти жесты можно толковать по Фрейду: в тревожных или неуютных обстоятельствах у нас обостряется оральный рефлекс. Не от слова "орать", а от слова "рот".

Младенец, получивший материнскую грудь или соску, быстро успокаивается. Прикосновение к материнской груди неразрывно связано с чувством безопасности и покоя. Как следствие, когда мы что-то жуем или просто держим во рту, мы чувствуем себя гораздо лучше.

  "Язык политических телодвижений".  скачать [CHM, 2,3 МB]

Вот достойный комментарий, который заслуживает уважения.

"Некоторые люди в момент задумчивости чешут затылок, некоторые грызут ручку", говорит профессор психиатрии Алексей Бобров. "В любом случае одного лишь видеосюжета недостаточно для суждения о психическом состоянии человека" (Интерфакс).


@темы: медиа, психология

Что пишут сетевые психологи и к ним примкнувшие

главная