• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
02:09 

Афтопатия и её последствия

-- Нам необходимо установить в стране диктатуру законности. -- доверительно сообщил мужчина лет пятидесяти, член Совета Федерации, устроившись в красном кожаном кресле напротив Истинного Учителя Истины (то есть меня). -- Вы в прошлый раз очень верно написали: каждый гражданин, угрожающий чего-то взорвать, должен знать, что к нему придут и возьмут за здесь... Но я про другое хотел спросить: как вы думаете, откуда они берутся? Ведь экономический рост в стране есть, и даже учителя сейчас живут не так уж плохо: я по регионам езжу, знаю. Конечно, рост медленный, но всяко не Африка. Так чего им всё время мало?

Вместо ответа я развернул к нему монитор своего компьютера. На фото был снят мой гость, облицованый фосфоресцирующими мулатками.

-- Ну и чё? -- обиделся посетитель. -- Это двадцатилетие компании, где я с восемьдесят пятого года работал. Простым бурильщиком начинал, между прочим. А это, кстати, не то, что вы подумали, а бэк-вокалистки Кокера... Я не понял -- я что, по-вашему, всей своей работой жизни не заслужил праздника?

Гость страдал тяжелой формой афтопатии -- острого социопсихического расстройства, напрочь разрушающего причинно-следственные связи в голове больных.

В отличие от многих болезней, афтопатия -- местного, земного происхождения. Проф. Инъязов, предложивший термин, рассматривает её как особую, присущую правящим классам форму виктимного поведения. Больные, подобно провоцирующим на сексуальную агрессию девушкам, всем своим поведением провоцируют агрессию социальную. Разница между ними и девушками, однако, в том, что это -- так сказать, наивность со стажем.

Корни афтопатии лежат в седой древности, когда всякая власть норовила сделать себя священной, а лучше даже божественной. Властители старины носили золото, чтобы сиять как солнце, и высокую платформу, чтобы возвышаться над подданными. Появляться среди подкрышных им полагалось верхом либо в колесницах, в окружении копий, мечей и блеска доспехов. В те времена нравы были просты: самодержцы, жрецы и визири прямо объясняли подданным, что руководство -- сверхлюди, имеющие право на всё, что не дозволено обыкновенному бычью.

Однако с течением времени ситуация изменилась. В результате героических и страшных революций последних столетий Человечество стало требовать всеобъемлющего равенства. В итоге из законов в большинстве стран мира исчезло деление преступников по социальному положению, а в гражданском праве произошло формальное уравнение президентов с кочегарами.

Однако сама по себе глубокая убежденность руководящих классов в своем сверхчеловечестве никуда не исчезла. И сегодня мы наблюдаем весьма странный феномен: люди, каждым своим появлением на публике вопящие, что все низшие по званию суть дерьмо и неудачники -- требуют в ответ по меньшей мере симпатии.

Чудовищно простодушной иллюстрацией афтопатии является уже упоминавшийся на страницах этого Журнала х/ф "Темный рыцарь". В одном из эпизодов этого фильма главный герой высаживается на афтопати в своем небоскрёбе из вертолёта, зажав в каждой руке по гламурной тёлке. После чего, стоя с бокалом шато, произносит прочувствованный спич на камеры: он верит, что преступность и зло в городе будут побеждены.

За эти пять минут герой картины, даже не заметив этого, произвёл на свет десяток "школьных стрелков" и сотню уличных гоп-стоперов. Миллионы телезрителей только что наблюдали акт бесстыдного, животного доминирования над ними. Однако у них буквально вымогают веру в то, что спустившийся с неба полубог и полигам -- это добро, поскольку находится в рамках законности. Зло же -- соседский мальчишка-дилер, не унаследовавший ни образования, ни состояния, ни характера и торгующий героином, чтобы хоть немного приблизиться к этим вертолетам, тёлкам и небоскрёбам.

Афтопаты одновременно изо всех сил дразнят людей своими небожительскими понтами -- и требуют, чтобы люди никак не проявляли своей зависти и гнева. Афтопаты с помощью своих придворных лириков (проф. Инъязов со свойственным ему даром слова обозвал их лимузингерами) кричат миру о своём превосходстве -- и ожидают, что мир будет взирать на них кротко и восхищенно.

...Терапия афтопатии возможна. Для этого правящим классам необходимо всего лишь снять с себя брильянты и мулаток, распустить армию лимузингеров и добираться на работу на такси. Однако, будучи реалистами, мы с Космосом видим иное развитие событий: афтопаты рано или поздно попытаются провозгласить себя Сыновьями Неба, и тогда афтопатия будет коллективно иссечена хирургическим путем. Тем более что один такой случай уже имел место -- не далее как 91 год назад.


02:07 

Индивидуальность и индивидуализм

Если бы меня спросили, - а что для меня является Большим Психотерапевтическим Богом, с которым я сверяю все свои действия? - я бы пожалуй, ответила - индивидуальность. Индивидуальность клиента, его личные потребности и возможности, - ведь люди настолько разные, НАСТОЛЬКО РАЗНЫЕ, - что завораживает это зрелище неимоверно, и хочется вглядываться ещё и ещё... и способствовать проявлению этой самой индивидуальности, насколько хватит сил.

И, зная за собой такую особенность, я стараюсь присматриваться - не переусердствовала ли я? Не уничтожила ли, скажем, группу как коллектив - своим трепетным отношением к индивидуальности каждого? Не перерастает ли индивидуальность в индивидуализм? Когда члены группы отвечали на промежуточный опрос, выраженной групповой динамики не было и в помине. Вернее, групповая динамика была, и называлась - гимн индивидуализму. Не могу сказать, чтоб это стало для меня неожиданностью, - пожалуй, наоборот, порадовалась тому, как вышло красиво:


Какой образ наиболее полно отражает то, что происходит на группе? На что или на кого похожа группа?

...Группа - как какая-то шкатулка с драгоценностями, где собрано все то, что каждый из участников когда-то на определенном жизненном этапе потерял/утратил/забыл в силу различных обстоятельств и перипетий. И в этом есть какое-то особенное счастье - опять заново обретать все это.

...Группа похожа на людей, высаженных на незнакомый остров. Они снабжены рациями и держат связь, каждый идёт в своем направлении и имеет свою цель. И есть ведущий, который подсказывает. "Если плотоядные лианы связать косичкой, получается прикольно", "стреляя тигру между глаз, помните, что они иногда ходят вдвоём и крайние глаза зажмуривают".

...Форт Байярд. Поиск ключей и дверей. Открытия. Освобождение.Приключения

...Первая мысль была - сад. Сад, где мы все растём, распускаемся, цветём.

...Приют странников. Где-то на краю земли собрались под одной крышей усталые путники. Вокруг ни жилья, ни приюта, за окнами разгулялась стихия, а мы сидим, постепенно осваиваясь, согреваемся, пьем чай, неспеша ведем беседу, начинаем доверять друг другу, понимая, что здесь безопасно и с этого момента мы уже не будем чужими. В общем, это домик с теплым светом посреди ненастья. Ну и, конечно, главная интрига, мы собрались не случайно, хозяйка нашего домика - добрая волшебница... и с каждым из нас начинают происходить чудеса.



А сейчас встретила в ленте отзыв о недоброй памяти Лайфспринге, где помимо неэкологичных методов ещё подчеркивается стремление сделать участников тренинга крепко сбитым коллективом, - и подумалось: а и фиг с нею, с коллективной-то динамикой. Даёшь индивидуализм и индивидуальность!
Лучшее лекарство от лайфспрингов. :)


@темы: группа, опыт

13:02 

Павловск, фото

Проводы осени состоялись!



Благодаря несравненному [info]panda_pandus проводы осени не только состоялись в Павловске; не только были зафиксированы на его фотоаппарат; но и выложены сейчас в мой ЖЖ, - поскольку код для вставки фотографий в виде таблицы тоже дал мне Панда. Ну, говорю же, несравненный.






10:15 

Ку, дядя Вова!

К моей почтовой программе прикручены звуки из "Кин-Дза-Дза". И когда приходит новое письмо, почта говорит мне:

- КУ! Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы!

Это на основной ящик. А на другие просто:
- КУ!

Или:

- КУ, дядя Вова!

Забавно. Читаешь, например, новости о том, что индекс РТС упал на 19 процентов, а тут вдруг...

- КУ! Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы!

Можете себе сделать такое же. Вот несколько звуков (WAV).

КУ!
[RAR, WAV, 1.2 МБ]

А вот как это делается (на примере почтовой программы The Bat):

Кликаем по почтовому ящику правой клавишей мыши и выбираем команду "Свойства почтового ящика", а когда откроется окно, переходим на вкладку "Звук".

The Bat

С помощью кнопки "Обзор" находим нужный звук и добавляем его. Ку!


@темы: экзистенция, кино

00:45 

К вопросу о самовыраженчестве

Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я) закрыл сезон езды на самокате, показав в парке неплохое время. По возвращении мне пришлось заняться проблемой самовыраженчества.

Ко мне явился посетитель -- обычного вида юноша за тридцать в толстых очках (что говорило о биографически вынужденной начитанности). Он культурно пожаловался на то, что его, простого менеждера в торговой фирме, преследуют следственные органы. И попросил меня присоединиться к его защитникам.

-- За что это вас, голубчик? -- поинтересовался я.

-- Ни за что. Какая-то гадина им настучала на пост в Интернете, в котором я просто самовыразился...

Текст, опубликовынный молодым человеком, в несколько купированном виде выглядел так: "Ненавижу!!!! Я научился делать чёрный порох. На прошлой неделе закончил с селитрой. В пятницу начинял машинки. Они небольшие, компактные, все в банках из-под горошка. Полевые испытания на участке прошли успешно: радиус гарантированного поражения -- 5 метров. Немного, но в супермаркете сработает отлично. Мне [решительно наплевать] на вас всех, гадёныши. С высокой колокольни, [чорт возьми]. Я приготовил восемь банок и завтра пойду по магазинам. Закупайтесь в "Перекрёстках". Рекомендую горошек. Мне плевать на то, что со мной будет. Я постараюсь прихватить на тот свет вас, [пассивных гомосексуалистов], не меньше двух-трех десятков. Приятного аппетита. Убивать, убивать, убивать!"

-- И вот из-за этих нескольких строчек меня могут сунуть в торбу! -- оскорблённо воскликнул юноша. -- Вся эта бездушная машина...

На этом месте я внушил ему, будто ему оторвало взрывом обе руки и ногу. Пока гость вопил в воображаемой луже крови и требовал доктора, я налил себе кофе и задумался.

Самовыраженчество -- болезнь, несомненно имеющая внеземные корни. Суть её в том, что больные начинают воображать себя не людьми, а некими надмирными созданиями без тела и прописки, призванными "изменять" своим содержимым окружающий мир. Взаимодействие с миром они допускают строго одностороннее: когда они заявляют о необходимости взорвать, уничтожить и вырезать Человечество -- это творчество. Когда оно в ответ присылает им повестки -- это произвол.

В древности такой болезни не было. Иордан Бруно, обзывая ослами и собаками своих современников, знал, на что идёт. Мир тогда был слишком реален -- и платил за высказывания последствиями.

В конце прошлого столетия всё изменилось. Возникла абсолютно ошибочная вера в то, что высказывания -- суть оосбый неподстебаемый вид действий, влияющий на мир, но не получающий обратку. Было создано целое понарошечное пространство, в котором наиболее беспорядочные души начали упоённо приговаривать к смертной казни, грозить терактами и геноцидом, просто ненавидеть вслух -- уповая одновременно и на то, что это всё будет воспринято всерьез, и на то, что им за это ничего не будет. Ведь всё это Самовыражение -- а оно, согласно совершенно необоснованным догматам самовыраженческой секты, лишь "обогащает мир".

Вопрос о том, заслужил ли мир обогащения такой гадостью, адептами культа упорно игнорируется. Никого из них почему-то не озадачивает, что всё их Самовыражение в понарошечном пространстве сводится, как правило, к мечтам о геноциде. Никто из них не задаёт себе вопросов о том, зачем они грозят миру тем, на что совершенно неспособны на деле. Их очаровывает сама возможность уязвить реальность хоть чуть-чуть, оставшись в танчике.

Однако реальность, бомбардируемая ненавистью из Понарошечного Пространства, продолжает сопротивляться. И средств для этого у неё по-прежнему достаточно. Что я и объяснил пациенту, сняв с него внушение.

...Космос для терапии самовыраженчества рекомендует трехмесячные работы в республике Чечня. У Воронежской лаборатории проф. Инъязова там имеется подшефная артель торговых агентов. Офис по адресу: в Грозный, пр. Путина, 15. Тесное и обогащающее общение с местными жителями гарантируется.

P.S.Как верно подсказывают Друзья Гармонии, в Чечне сейчас слишком тихо и непедагогично. Поэтому точка назначения, разумеется, смещается к юго-востоку -- в г. Кандагар.


10:20 

Шаботаж

ШАБОТАЖ
День, когда нельзя работать


Представьте себе на мгновение, что вам больше не нужно работать. Не нужно. Не нужно куда-то бежать, жить по часам, все время пытаясь что-то успеть. Короче говоря, представьте, что у вас все есть, и вам больше не надо горбатиться, а можно жить в свое удовольствие.

  Полностью опубликовано на psyberia.ru


@темы: psyberia.ru, психология, экзистенция

11:43 

Ик!!! Хренассе...

http://af1461.livejournal.com/218654.html

Я коменты отключу, пожалуй. Просто прочтите и... ну сами там как-нить


17:55 

Вдогонку к теме "двоелюбия".

Возникло много сомнений в комментах к теме "Можно ли любить сразу двоих?", основанных на тезисе: "ну, я же их люблю по-разному". Хочу тут прояснить по этому поводу свою позицию.

Я считаю, что нет никаких "разных любовей".  Как нельзя быть наполовину беременной, так и - либо любовь есть, либо  - нет, а всякие добавки (обожествление, страсть, восхищение), и не дай Бог, проценты (люблю на 53%)  - это к любви отношения не имеет.

Откуда берется "разность" любви?
В прошлый раз я написала (и, уж простите, осталась при своем мнении), что любовь - это желание быть рядом. И тогда к разным людям (скажем, к мужу, ребенку, родителю, любовнику) мы испытываем разные наборы чувств. И, не смотря на эту разность, хотим быть (т.е. любим) - и с этим, и с - этим, и с - этим. Разные - наборы чувств и переживаний  к разным людям, а желание одно - быть и с ним (возле него таю), и с ним (он божественен), и с ним (с ним не соскучишься). Поэтому и слово для этого одно - "люблю".

Пример из "другого места". Мы не говорим о ненависти, как о ненависти-презрении, ненависти-злости или ненависти-страхе.  Так и говорим: я его ненавижу! Презираю.. и т.д. Перечисляем. Причина - у нас нет запрета испытывать ненависть к разным людям. Типа, раз ненавидишь одного, то уже все, лимит. Поэтому свою ненависть не нужно и пытаться узаконить, придумыя ей "клички".

ИМХО.


14:23 

Этот пост является

1. эпиграфом к описанию следующего подтипа Гарпий, Заботливых Гарпий
и
2. Данью Благодарности (к счастью, прижизненной) моей лучшей начальнице из всех, с кем мне доводилось работать, Педагогу с большой буквы, Александре Евдокимовне Канушиной.

Это она "сделала" меня как специалиста. Это она научила меня не бояться порядка и отчетности, и убедила в том, что я их умею. Это она объяснила мне чем Жизнь отличается от Призвания. Это она показала мне, как встраивается в общий порядок человек, который уже напрочь не помнит, что такое порядок вообще, на примере учеников, родителей и - местами - коллег. Это она объяснила мне, где грань, после которой можно перестать убиваться об ситуацию и нужно просто перечислить сделанное и отойти в сторону, предоставив человека его собственной судьбе. Это она, по факту, помогла мне цивилизоваться после моих неформальских опытов, не потеряв ни грамма того опыта, который я приобрела в этих... приключениях длиной в пятнадцать полных лет. Это она научила меня использовать этот самый опыт цивильно и легально. Это она научила меня идее получать удовольствие от простых радостей жизни, типа вкусной еды вовремя и новой одежды в размер и к лицу.
Это она помогла мне принять школу как явление, после довольно гнусного личного опыта школьных лет.

Сейчас она, в свои почти 70, руководит в школе программой обучения спецклассов МЧС. С цветами я ее попозже навещу, не сегодня, а пока... я знаю, что ее ученики шарятся по инету довольно активно, так вот, использую этот пост еще и чтобы передать ей поздравления с Днем Учителя - вдруг долетит :)

Наше знакомство началось с того, что у нее хватило... я не знаю как это называется, но хватило - прийти в районную кризисную службу и сказать: "дайте нам специалиста, который будет вести школу, нам надо". Учитывая традиционные взаимоотношения сотрудников кризисных служб с администрацией и педколлективами школ, я это сочла гражданским подвигом, и, увидев в пришедшей пожилой даме равного себе по авантюризму, затоптала в себе ногами когнитивный диссонанс и немедленно вписалась в расклад, о чем не жалею и до сих пор.
Ее класс, который она тогда вела, был реально страшен. Каждая из судеб этих детей была бы хорошим сценарием для экшн-фильма или бытового триллера. Их у нее было на тот момент 29. Она ухитрялась стоять над душой каждого, и добилась того, чтобы каждый получил базовое среднее образование, хотя надежд на это было... прямо скажем, кот наплакал - и по семейным ситуациям, и по степени первичной заинтересованности детей.
Когда - по своим личным причинам - я в январе не продлила контракт в кризисном центре, она нашла меня по домашнему телефону и выбила мне полставки в школе в марте месяце. Я не знаю, как.
Параллельно работе с этим классом, она создала социальную службу в школе, причем полностью с нуля. Из меня и девочки, пришедшей после педучилища обратно в школу, где училась. Лучшую в районе команду она сделала из нас троих (включая себя) меньше чем за учебный год.
Нет, дом и отношения в семье не пострадали ничуть. У нее сын, дочь, внук и - тогда еще был жив - муж, которого она очень любила. И у нее хватало времени на всех, я не представляю себе, как.
От добрых двух третей моих проблем, возникших в тот год, в который я пришла в школу, она спрятала в школьную жизнь, как в гнездо, и мне там было хорошо лет пять - пока организм окончательно не рассыпался.
Это она заставила меня оформить в статьи и методички всю систему работы, которую я сделала "под себя" - я выяснилось, что по ней оказывается, могу работать не только я...
Это она выбила мне направление на получение второго высшего образования. Вторую коллегу она аккуратно тюкала в макушку, напоминая о необходимости высшего образования... не знаю, дотюкала ли, вероятнее всего, да. Она всех воспитывала хорошо, даже меня воспитала :) Родные дети, кстати, у нее чудесные. И успешные по жизни.

Она может не повышая голоса "построить" хоть военкомат, хоть милицию, да хоть черта в ступе, если он в этой ступе закатится на территорию школы.

При этом - это живой человек, который может бояться, страдать, уставать, раздражаться, любить сладкое и не любить плохой чай, которого периодически коробило от моих неформальских баек, и который страстно, как только ребёнок военных лет может, любит праздники и хорошие шутки до сих пор.

И при этом - это женщина, которая умеет со вкусом одеться к любой ситуации, и официальной, и неофициальной, и которая умеет строить межличностные отношения так, как большинству моих ровесников слабо. Ну в среднем по выборке.

Я очень рада знакомству с ней.


21:24 

Байка третья и байка четвертая, на ту же тему.

Раз.
Лично я участия не принимала, к счастью, но была случайным наблюдателем этого шоу.
Бабушка Раппопорт, та самая, чей учебник по сопромату снился в кошмарных снах нескольким поколениям студентов питерского лесотеха, та самая, которая до девяноста, кажется, лет преподавала...
Рекордом количества пересдач у нее было... 37 туров. Кстати, терзала и мучила она ТОЛЬКО свой факультет, "Механика и Технология Древесины". Остальным оценки ставились по следующим критериям: "Токсатор? Ну в общем, это не Ваш профильный предмет, общих представлений Вам вполне достаточно;" "Химик? Что Вы тут забыли? Ах, зачет..."; "Озеленитель? Идите, деточка, идите, Вам это вряд ли понадобится."

Два.
Косарев, преподаватель того же питерского лесотеха. К сожалению, не помню я его имени и отчества, но он был бог хитрой науки "гидро-мудро", она же метеорология, лучший преподаватель предмета в городе.
Он умер в стенах Академии, от сердечного приступа, развившегося после того, как он бегом поднялся на четвертый этаж здания, чтобы не опаздывать к студентам, после разговора с родителями первокурсника в холле. Кажется, разговор был о форме пересдачи в связи с невыходом на сессию по болезни...


01:03 

Рациональные гарпии, две обещанные педагогические истории.

Итак, байка первая.

Мой второй курс законченного ВУЗА мне дался нелегко - это была уже вторая попытка, забот о чаде и его обеспечении никто не отменял, параллельно были другие заботы... в общем, декану, преподавателю одного из профильных предметов и рациогарпии по стечению обстоятельств (еще и с коммунарским прошлым), показалось (вероятно, небезосновательно), что я уделяю учебе меньше внимания, чем с ее точки зрения следовало бы. Два раза она мне об этом сказала, я выслушала, покивала и пошла себе после лекций на очередную халтурку.
Сессия настала не то чтобы неожиданно, я даже была готова, и уверена была в том, что материал знаю как минимум на четыре, если совсем сильно придираться к каждой запятой. Должна сказать, что на стипендию я рассчитывала и хотела сдать сессию так, чтобы иметь эти деньги в бюджете и дальше.
Экзамен был для меня полной неожиданностью.
"Ты ответила хорошо", сказала мне наша декан. "Но, поскольку ты не стала относиться к учебе более внимательно, я хочу, чтобы ты постаралась в следующем семестре, а пока - три".
"Это значит, я остаюсь без стипендии, да?" - спросила я.
"Ну да, в этом и смысл" - ответствовала она.
"Вы ХОРОШО представляете себе мои возможные варианты решения?" - задала я второй вопрос.
"У тебя он только один" - уверенно заявила она. И нарисовала мне трояк. За отличный ответ.
"Ага", сказала я. "Ну, я пошла?"
"Иди-иди", сказала она.
И я пошла. И нашла себе подработку, потом еще одну... В середине семестра я поняла, что трояков там будет всяко больше одного, но это было уже некритично для меня. Да и "красивый" диплом не был вопросом чести, как-то... И я забила. Сессию сдала, как сдалось, и перестала париться.
Она меня поймала в коридоре, когда я собралась линять с пары по своим делам, уже в октябре следующего года:
"Я думала, ты возьмешься за ум, а ты совсем перестала учиться" - требовательный прямой взгляд в глаза, все такое... ахха...
"А чего, простите, Вы ждали? Я осталась без денег, мама с папой кормить меня и моего ребенка не нанимались, я работаю..." - за окном листья желтые падают на мокрый асфальт, красиво...
"Это неправильно. Ты слышишь меня? Это неправильно."
"Неправильно, по-моему, было ожидать, что я поступлю, как Вам хочется, задвинув свои обстоятельства"
"И как с тобой теперь быть?" - (че-го??? Это что, попытка пойти на контакт, что ли? А простите, толку, когда все уже сгорело и вокзал уехал?) молчу, держу паузу, пытаюсь собрать из шипящих букв цензурный ответ.
"А я не знаю. По-моему, все случилось уже". Я увидела как на ее лице проступало понимание того, что ЭТУ стенку - точнее, меня в качестве стенки - она себе организовала сама. До конца, до написания диплома, она со мной старалась не общаться лишний раз.

Байка вторая."Встречная профилактическая тройка"
Он преподавал физику. Она училась в десятом классе, но дело не в этом. Она параллельно занятиям в школе училась в школе диджеев. Так бывает. Он считал это зряшной тратой времени и изводил ее требованиями, занижениями оценок, бесконечными пересдачами контрольных и прочими доступными... хм... педагогическими методами. Он был рациональнным Гарпием, она - белым Единорогом. Сначала она переживала. Потом плакала. Потом... Потом он дежурил на школьной дискотеке, и она ему организовала "белый вальс". Что такое вальс для мужчины, который ногами умеет только пешком и по лестнице - можете себе представить. Теперь помножьте это на нежелание рацигарпиев выглядеть идиотами в ЛЮБОЙ ситуации, в которой они оказались или их оказали.
Он принял вызов... то есть приглашение. Иначе он бы не был представителем типа и Учителем.
К пятому такту он понял, что она его ведет и держит, чтобы он в ногах не запутался...
Не-не, никакой романтики, никакого криминала и клубнички с перцем. Но. С того вечера и до выпуска весь ее класс он именовал на "Вы". И до выпуска он относился к ней как к равному противнику. И был безукоризненно вежлив, на дальней дистанции.


22:08 

О психодраме 4 Любовь и смерть Якоба Морено

Кто хотел окончание биографии создателя психодрамы – Якоба Морено? Вот оно. Следующий пост о психодраме будет посвящен исключительно самому методу. Начало цикла
здесь http://budurada.livejournal.com/57149.html#cutid1
здесь http://budurada.livejournal.com/59428.html#cutid1
и здесь http://budurada.livejournal.com/59837.html#cutid1
так же рекомендую прочитать вот это http://budurada.livejournal.com/46050.html.

Музы случайные и действительные
Меня всегда интересовали люди-Музы. По моим наблюдениям, они бывают двух видов: "случайные" и "действительные".
Случайные музы – это люди, которые по стечению обстоятельств стали формой для идеальной, несуществующей, сугубо внутренней "мечты поэта".
Например, Беатриче Портинари для Данте Алигьери. По большому счёту, на месте Беатриче могла оказаться любая другая девушка. Потому что саму Беатриче Данте не знал, никакого подлинного воздействия она на него не оказывала. Он любил не столько реальную женщину, сколько свою внутреннюю проекцию, свою аниму (женскую часть своей мужской психики). Именно анима его вдохновляла, именно анима на него воздействовала. Достаточно показательно для такого утверждения о проекциях и аниме, что следующей музой Алигьери стала особа и вовсе бесплотная и безличная – Философия. И что? Служила музой, не хуже Беатриче.
Мужчина в этом случае просто выносит своё внутреннее идеальное женское "я", женскую часть своей психики наружу и переносит на некую достаточно случайную и желательно недоступную женщину.
"Желательно недоступную", так как если с женщиной состоится реальный контакт, подлинная встреча, подлинное узнавание, то пиши пропало – муза перестанет быть музой, вдохновение исчезнет. Потому что как бы женщина не была хороша, она всё равно не будет копией анимы данного мужчины.
К женщинам-творцам такой способ находить себе вдохновляющий объект тоже относится в полной мере: так Цветаева, писавшая одному из мужчин, ставших её "случайной музой" прекрасные стихи, при встрече через недолгое время еле-еле смогла его вспомнить. Он – убеждённый в своей значимости для неё, в её любви, в своей увековеченности (стихи ведь о нём писала!) – поразился, ужаснулся, а она с трудом припомнила: "Но ведь раньше у вас были усы?". Не его любила, не им увлекалась – это был только образ, только форма для её проекций, сосуд для её анимуса.
Творцу желательно со "случайной музой" не общаться, наблюдать за ней "вон из тех кустов" (ц.) и сублимировать свои чувственные желания и проективные мечты в творчество.
Но есть и действительные музы – люди обоего пола, вдохновляющие своим реальным присутствием.
Они умеют поддерживать, не становясь родительской фигурой; вдохновлять своими поступками, не конкурируя; взаимодействие с ними вызывает творческий подъем (они, что называется, пробивают на творчество).
Я не люблю типологии, но в данном случае воспользуюсь одной из них, чтобы было проще и понятнее объяснять: среди женщин – это те, в ком сильно развит архетип Афродиты, среди мужчин те, в ком преобладает архетип Дионисия.
Если кого-то увлечёт эта тема, советую прочитать книги Джин Шиноды Болен "Богиня в каждой женщине" и "Бог в каждом мужчине" (они есть в Интернете), а может и я как-нибудь сподоблюсь об этом подробнее написать, если кому-нибудь интересно будет.

Отдельно оговорюсь: нет, я не считаю, что всё дело только в том, какой человек рядом.
Я не раз встречала людей обоего пола, которые надеялись, что Сила, Творчество, энергетичность и душевная магия передадутся им через отношения (роман или брак) с человеком-музой, поэтому они пытались раз за разом прилепиться к живым источникам вдохновения и "заразиться" их качествами. Однако половым путём передаётся только триппер, а не Божественное Вдохновение любого рода.
Поэтому не реже я видела мужчин, которые списывали все свои неудачи, полное отсутствие творчества, удовлетворяющих их свершений или личностного роста на то, что рядом с ними "неподходящая женщина". Таких мужчин очень легко определить: их личная жизнь обычно череда разочарований ("опять не та", "я почему-то всё время встречаю женщин, которые меня не уважают";), а их Великое Произведение Жизни Всей так и не подарено человечеству. Они страдают от своей череды поиска "той самой", но страдают недостаточно для того, чтобы искать внутренних изменений и предпочитают "искать под фонарём": вновь и вновь в других людях (что проще, приятнее, но абсолютно бесполезно).
Среди женщин такой "ищущий только снаружи" подобный типаж прекрасно описан в Чеховской "Попрыгунье".
Никакая муза не поможет человеку, лишённому дара. А путь к своему не обретённому дару начинается с тягостного признания, что поиск нужно вести внутри себя и с принятия ответственности за свою жизнь.

Якоб Морено, которого тоже интересовали подлинные встречи (недаром он отследил и определил такое психодраматическое понятие, как "теле" – способность с помощью особого инсайта понимать другого человека, глубоко и неискаженно воспринимать и чувствовать его), подлинные отношения, творцы и "действительные музы" обоих полов, писал в "Автобиографии":
«Играющий Бога» требует от своей Музы, чтобы та любила его и физически и духовно. Она должна быть одновременно и женщиной, и богиней. После долгих поисков я открыл, что такие женщины редко встречаются, но только одна из них могла дать мне ощущение полноты жизни. Только такая женщина могла сделать мою жизнь осмысленной. Другими словами, тот, кто «играет Бога», должен найти свою Музу, чтобы стать реальным человеком, иначе вся его жизнь окажется разочарованием и неудачей. Только две или три женщины в моей жизни действительно соответствовали этому идеалу. Без них «играющий Бога» потерпел бы поражение».

Марианна Лорницо
После Первой мировой войны Морено открыл медицинскую практику в австрийском городе Бад-Вослау. Там он и познакомился с Марианной Лорницо – интереснейшей молодой женщиной, которая в то время с увлечением преподавала в школе. Морено влюбился с первого взгляда. Марианна ответила Якобу взаимностью.
Они прожили вместе пять лет, в течение которых она была для него соратником (они вместе делали первые шаги в познании психотерапии), помощником, секретарём. Но в первую очередь источником вдохновения и соавтором (в частности они вместе написали программное произведение "Слова Отца";).
Морено писал о Марианне: "На самом деле я искал женщину, которая принимала бы мои дикие фантазии, которая любила бы меня и физически, и духовно, - я искал свою Музу.
Как правило, женщины были не в состоянии принимать меня одновременно и как любовника, и как того, кто "играет Бога". Для одних я был слишком сложным любовником, для других – я чрезмерно усложнил "игру в Бога". Постепенно я понял, что подобные случаи происходят довольно часто. Многие мужчины до меня пытались вести такую же двойную игру и переживали те же любовные трагедии и комедии. Я слышал о многих выдающихся людях – я вовсе не хочу себя с ними сравнивать, - искавших женщину, которая могла бы одновременно быть любовницей мужчины, и любовницей того, кто "играет Бога", которая, как все женщины, рожала бы ему детей, и помогала бы ему рожать другие вещи: картины, скульптуры, стихотворения, книги, изобретения. (…) И в Вослау я нашёл именно такую женщину".
Встреча с Марианной стала для Морено экзистенциальным прорывом: "Я начал слышать голоса, но не так, как их слышат психотики. Я ощущал, что могу слышать голос, который обращается ко всем людям на языке, понятном каждому, - голос надежды, указывающий нам направление, указывающий вселенной её путь и смысл. Вселенная это не просто джунгли, это не клубок неуправляемых сил. В основе своей вселенная – бесконечное творчество". Благодаря Марианне Морено осознал свою миссию (психотерапевтическая практика); его философия совместного творчества, общей ответственности, которую он будет исповедовать всю жизнь, стала цельной: фактически, чтобы родить своё мировоззрение ему – мужчине понадобилась женщина.
Вскоре Морено создал свой Театр спонтанности, где ставил первые психодрамы и социодрамы.
Если психодрама работает с частными проблемами конкретного человека (или семьи), то социодрама строится вокруг социальных, коллективных проблем. В психодраме протогонист – отдельный человек, в социодраме – группа людей (например, группы чернокожих и белых участников, которые вместе исследуют на социодраме расовые проблемы).
В 1925 году Морено принял решение об эмиграции в Америку. В Австрии усиливался антисемитизм, в Бад-Вослау Морено не любили за "еврейство" и "странности". Обстоятельства жизни Морено заметно усложнялись.
Марианна Лорницо осталась в Австрии (она была католичкой и была очень предана своей семье). Некоторое время Морено надеялся ездить из Австрии в Америку, живя на две страны, но это оказалось слишком сложно, и Марианна с Якобом расстались.
Позднее Марианна счастливо вышла замуж, но Морено навсегда остался в её жизни очень важным человеком, о котором она (не смотря на большие сложности, появившиеся в конце их отношений) до конца своих дней говорила только хорошее. А это само по себе немало значит.

Зерка Морено
Прожив десять лет в Америке, Морено женился на Флоренс Бридж (до этого он дружил со многими женщинами, но романтических отношений не было). Этот брак не был счастливым: Флоренс боготворила Морено (через сорок лет после их развода она могла наизусть читать его тексты, имитируя характерный акцент бывшего мужа), а не разделяла с ним божественные творчество и радость жизни. Этот брак существовал за счёт того, что Флоренс была готова довольствоваться малым: просто жить рядом с Якобом на любых условиях.
Но Якобу хотелось не поклонения, а глубокого общения, поддержки и сопереживания. После долгих колебаний Якоб Морено решился на развод.
В немалой степени на это решение повлиял тот факт, что он встретил женщину по имени Зерка Телман, известную всем любителям психодрамы, как Зерка Морено – теперь она один из величайших психодраматистов планеты.
Они познакомились при трагических обстоятельствах: Зерка привезла в госпиталь Морено свою сестру, страдавшую психозом. В то время Зерка училась на модельера, и по всеобщему мнению, подавала большие надежды в области дизайна одежды. Однако Якоб увлёк её психологией и психодрамой. Зерка стала его вдохновением, его ко-терапевтом, сотрудницей в обширной исследовательской работе, но главное – любимой женщиной.
У Якоба Морено после женитьбы на Зерке были увлечения, но её положению ничто не угрожало: никто не занимал в его жизни такого места, как жена.
Их брак был основан на взаимной любви, глубоком понимании друг друга и совместном психотерапевтическом творчестве: создании методик, работе в специальном психодраматическом госпитале, популяризации психодрамы и написании книг.
Морено называл жену своей правой рукой. В 1958 году произошла символичная трагедия: Зерка в результате злокачественной опухоли потеряла… правую руку. Людей, хорошо знавших эту пару, не удивило то, что несчастье только сплотило двоих любящих: Морено помог жене справиться с болезнью и вернуть прежние силы. Надо сказать, что для адаптации Зерки (как и для решения других душевных проблем), они использовали психодраматические техники.
Многое о своём отношении к жене сказал сам Морено, в стихотворении, обращенном к Зерке:
«Я хотел бы
Родиться вместе с тобой
Как единое целое,
Но, слава Богу,
Я родился сам по себе,
И поэтому встретил тебя,
И сошлись две отдельные жизни.
Но теперь-то,
О, Господи Боже, когда
Я уже встретил тебя,
И мы стали одним,
Я хотел бы
В час смерти быть вместе с тобой
Как единое целое».

Одно из широко цитируемых высказываний Зерки Морено: "Психодрама - это способ безнаказанно жить, несмотря на совершенные ошибки".

Однажды Якоба спросили, чтобы он хотел изменить в своей жизни – очень насыщенной, яркой, полной свершений, глубоких чувств и отношений, открытий и значимых событий. После долгого размышления он ответил: "Только одно: я хотел бы встретить Зерку на пятнадцать лет раньше".

Здесь лежит человек, который принёс радость и юмор в психотерапию
В 1974 году Морено перенес серию инсультов, приведших к частичному параличу. Он сохранил полную ясность ума, но понимал, что его жизненный путь подходит к концу. Творить он был уже не в состоянии. Поэтому Морено отказался от пищи и только пил воду.
Это была его последняя психодрама: со всей планеты приезжали люди, жизнь которых изменил психотерапевт Морено, а также те, кто просто искренне любил своего друга или доброго знакомого Якоба. В течение трех недель близкие люди, ученики и родственники по очереди дежурили у его постели – за это время Якоб Морено успел попрощаться со всеми, кто был ему дорог.
Он умер мирно и легко на руках у близких.
Якоб Морено – один из создателей групповой психотерапии. Он автор таких психотерапевтических направлений как психодрама, социодрама и социометрия.
Его книги – это дань мистике, философии и литературному творчеству, а не описанию теории метода. Вообще, Морено предпочитал теории хорошо обкатанную практику – "главное, чтобы работало".
Идеи и метод Морено распространились по всему земному шару. Психодрама стала популярна в Европе, Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии. Достигла она и России.
Морено сам сочинил себе эпитафию, которая сегодня написана на его могиле: «Здесь лежит человек, который принёс радость и юмор в психотерапию».



@темы: Психологическое, Моё

20:54 

Психологический календарь (октябрь)

Психологический календарь на октябрь-месяц. Много иллюстраций.

Замечу, что октябрь - наиболее подробно датированный месяц из всех опубликованных.

Октябрь

    01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 |
    08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
    15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
    22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
    29 | 30 | 31 |

Тому, кто хочет еще больше, сюда. Психологический календарь для программы WinOrganizer. 1640 дат. Правда, без иллюстраций, зато с таймером. Сам напоминает. Очень удобно.


@темы: история психологии, календарь

04:05 

Можно ли любить сразу двоих?

Довольно часто слышу этот вопрос.

Любить – это очень просто. Это значит – хотеть быть рядом.

Можно ли хотеть быть рядом одновременно с двумя? С тремя? Хотеть, наверное, можно, а вот быть… Предлагаю свои размышления. На истинность не претендую.

 

 

Рядом – это вдвоем. Можно сказать, конечно, что рядом – это значит в ряд. А в ряд может сидеть много людей. Сидеть – да. А вот быть? Осознавать присутствие, чувствовать? Если два объекта внимания – придется все время переключать его с одного на другого.

 

Проведите эксперимент. Прямо сейчас. Сосредоточенно посмотрите на один, любой палец в течение секунд 40 – 1 минуты. Если все правильно – у вас в этом пальце появятся какие-то новые ощущения. Может, тепло, может, мурашки, может еще что. Но что-то, чего нет в других пальцах. Получилось? Отлично. Теперь проделайте это же с другой рукой и другим пальцем. Ага? Хорошо. Теперь разведите руки так, чтобы вы не могли видеть пальцы одновременно. И попытайтесь одновременно сосредоточиться на обоих. Ну как? У меня не получается: тепло скачет быстро от одного пальца к другому, точно следуя за направлением внимания.  (Поправка. Меня уже порадовали: именно этому можно научиться! Но сути это не меняет - видимо, учат видеть не два объекта, а один. И поскольку, и то, и то - наше тело, вполне подойдет под обобщение. Чего не скажешь об отдельных людях).

Это не я открыла. Объект нашего внимания – фигура на фоне того, что не находится сейчас в «фокусе» внимания. Фокус меняется – изменяется и фигура, и фон. Палец в данном случае – фигура. Но только один палец. Второй, как и все остальное, что выпадает из нашего внимания – фон.

 

Вернемся к любви. Не возможно одновременно быть рядом с двумя. Но ведь никто не утверждает, что это должно быть непременно одновременно, так? А вот и не так.

Все было бы очень радужно и мило, если бы правила игры в любовь не требовали от нас всегда хотеть быть (а следовательно, и любить) только одного человека.

 

Зайдем с другой стороны. Родители обычно утверждают, что любят всех своих детей, и я склонна им верить (у меня один ребенок – проверить пока не могу). Что это значит? Что они любят их, как единородную массу под названием – дети? Глупости. Каждый ребенок СЛИШКОМ отделен, чтобы быть частью массы – за исключением тех моментов, когда родитель их всех давно не видел, или они слились в едином порыве в объятьях. Любит родитель (речь, конечно, только о тех, кто вообще способен испытывать это чувство) всех по-отдельности. И, кстати, одновременно любит своего супруга/гу. И никаких сложностей при этом не испытывает.

 

Дальше предлагаю вспомнить о той «теории», которую я предложила здесь.

Напомню, что там я разделила любовь на «чувство, переживание» и «решение быть вместе». Т.е. в переводе на последнюю интерпретацию любви, как желание быть рядом, будет так: «я хочу быть с тобой здесь и сейчас» и «я хочу быть с тобой всю жизнь».

 

На детей по определению направлена любовь-решение: такие правила диктует нам общество. Любовь-чувство скачет вслед за фокусом внимания от одного ребенка к другому (или к мужу/жене) – система стабильна, понятна, предсказуема.

Идет время, влюбленность проходит. Внимание вольно или невольно скачет в другую сторону. Кто-то игнорирует это, кто-то устраивает поединок с самим собой – во имя мира и любви в браке, - кто-то поддается соблазнам. Что делать? Мы не совершенны по природе своей – а вокруг столько интересных людей! Что есть – то есть.

 

Можно ли любить двоих? Можно ли хотеть быть сразу с двумя? Можно ли как с детьми – любовь-решение к обоим, а любовь-переживания – от одного к другому? Теоретически – можно.

На практике же мы сталкиваемся с мощной, многовековой системой установок, требовавшей от наших предков «хотеть быть только с одним». Мы сталкиваемся с ней даже не в виде осуждения или порицания. Нет. Эта система – часть нашего мировоззрения. Даже, если мы его отрицаем, или обесцениваем эти правила, - система оказывается сильнее.

 

И, на практике оказывается, что с двумя – это все равно с кем-то одним. Или – ни с тем, ни с тем. Возможно ли в принципе «побороть» систему? Не знаю. Единственное, что приходит в голову – при мощной поддержке окружающих. Да только кто это поддержит?




@темы: психология отношений, размышления, установки, чувства

11:45 

Коллекция книг и публикаций о кино (обновлено)

Новые тексты в коллекции книг и публикаций о кино.

КАТАЛОГ
[RAR, 3.3 МБ]


  "Мы из будущего" (сценарий). Шевцов
  "Москва слезам не верит" (сценарий). Черных
  Немеровский. "Пластическая выразительность актера" (1988)
  Севашко. "Звукорежиссура и запись фонограмм" (2004)
  Тарковский. "Лекции по кинорежиссуре" (1989)
  Туркин. "Драматургия кино" (2007)

И многое, многое другое.

Прим. Все ссылки (iFolder, Rapidshare) в каталоге.


@темы: кино, update

03:52 

Слово о Михаиле Задорнове

Вчера вечером Истинный Учитель Истины (то есть я) посмотрел запись передачи Первого канала о Михаиле Николаевиче Задорнове, который совершенно всерьез рассказал телезрителям много нового о языке. Я понял, что надо что-то делать, и, хотя собирался уже ложиться спать, углубился в сборник статей писателя "Третье ухо". Прочитав его, я понял также, что Михаил Николаевич окончательно взят под контроль зелёными человечками. А значит, опасен для всех землян.

По словам секретаря Н.Кудрявцева, многие читатели Интернета жалуются на отсутствие хотя бы элементарного отпора тому, что нёс Михаил Николаевич. Эту ношу, как обычно, придётся взять на себя мне.

Мне показалось, что даже самый беглый обзор его заявлений может оказаться полезен Друзьям Гармонии в качестве пособия при встрече со сторонниками Михаила Николаевича и всей кодлы хитрых и бессовестных шаманов, сознательно продающих наименее образованным слоям Человечества невежество. Я облёк этот краткий экскурс в форму цитат из Михаила Николаевича. С комментариями.

Повторюсь: это ни в коем случае не является "текстом для образованных". Это -- пособие для образованных при просвещении :) тех, кто по наивности и неграмотности поверил осознанной лжи Михаила Николаевича.

Итак, поехали.

"Во времена Екатерины Второй Российскую академию наук возглавлял академик А.С.Шишков. Он очень пылко, по-русски боролся против употребления в родной речи иностранных слов... А Ломоносов и Екатерина Вторая Шишкова поддерживали!"

Это финиш, дорогие друзья -- сразу же после старта. А.С.Шишков родился в 1754 году. Михаил Васильевич Ломоносов умер в 1765, когда мальцу было 11 лет и он еще даже не поступил в гардемарины. Екатерина Великая умерла в 1796 году -- в том же году Шишков был принят в Российскую Аакадемию наук. Которую не возглавлял (нет, как верно поправляют Друзья Гармонии -- добрался все же до должности в 1813 г.). Его этимологический труд «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка», над которым позже и веселился Пушкин, появился через 7 лет после смерти императрицы.

Наглядный тому пример все та же "хрюша", которой давали еду в корыте и говорили: "Хрюша, на!". Поэтому корыто стали называть "хроня". На зиму в корыто складывали продукты, и появилось слово "сохранить". В результате – те самые ветви слов: сохранность, хроника…

Не смейтесь, но об этом придётся сказать жертвам также: "хроника" происходит от греческого "hronos", времени. Продукты не складывали в корыто на зиму никогда в жизни. Оно для этого просто не приспособлено.


"Рассея" означало в древности "сияние Ра".


В древности никакой "рассеи" не было. Была Русь. "Рассея" -- простонародный вариант греческого именования Руси, Pωσια (Росия), ставшего при Петре Великом официальным названием русского государства. Египетское божество Ра изначально звалось "Ре`г". Афразийская макросемья языков... впрочем, нет, это уже явно излишне.  


Слово «история» тоже древнее наше слово, означает – «из торы».


История -- от греческого Ιστορ


04:01 

Из переписки

Вчера Истинный Учитель Истины (то есть я) получил любопытное письмо из параллельного пространства. Написал мне коллега, живущий в мире, порабощенном тоталитарной властью. Он руководит кафедрой фатигологии в столичном Морквоградском  Е.И.В. краснознаменном университете. Текст его послания представляется настолько интересным, что я решил привести его здесь почти целиком.

"Дорогой коллега!

В своем последнем письме Вы интересовались, кем именно порабощен наш мир. К сожалению, проблема нашей планеты в том, что она просто порабощена, а не "порабощена кем-либо". На заре исследований нам казалось, что основную роль в мировой закулисе играют компании, производящие товары для дома. Однако теперь мы можем с уверенностью констатировать, что порабощенность может отлично существовать вообще без поработителей. Достаточно одних только рабов. В сущности, что есть раб? Человек, делающий лично ему не нужное.

В своё время у нас была эпоха примитивной порабощенности: населением руководил некто в броне и с крепкою дружиной, крышевавший подданных и требовавший пахать, покуда солнце не сядет. Затем пришла эпоха порабощенности идейной: тут и там в разных странах появлялись держатели контрольного пакета истины, требовавшие ритуалов и отката, а не то худо будет. Позже, с развитием промышленности и электронных коммуникаций, мы пришли к высшей, очищенной от конкретных рабовладельцев форме порабощенности. На моей кафедре ее называют Диктатурой Усталости.

Суть её в том, что усталость стала сегодня для моих современников психической нормой. Как показал наш спектральный анализ, она не связана каким-либо образом с трудовыми нагрузками. Специально отобранных добровольцев мы заточали на полгода на тропические острова, на которые с самолётов сбрасывали свежие партии книг, мулаток, анаши и коктейлей  "маргарита". И что же? Уже через месяц они начинали уставать от отдыха, принимались обыгрывать друг друга в карты и взаимно опутывать друг друга кредитами. После чего немедленно бросались их отрабатывать и вполне обоснованно жаловаться на усталость.

Наш спектральный анализ показал, что усталость, как ни странно, является желанным состоянием для любого человека. Именно ради неё, а вовсе не ради каких-либо реальных благ, наш современник напрягается и рвет (зачёркнуто) лезет из кожи вон на работе и в быту, беря овертаймы и закупая разнообразную чушь в телемагазинах. Если нашим физически работавшим предкам усталость -- это блаженное чувство, говорящее, что всё возможное сделано, сил нет и можно вырубиться -- обеспечивалась механически, то сегодня это товар, за который все платят добровольно.

Если усталости нет, то человек оказывается в состоянии бесцельной свободы. Разумеется, он впадает в панику: перед ним в полный рост встают те самые проклятые экзистенциальные вопросы вроде "откуда мы пришли, куда свой путь вершим, в чём жизни смысл" и так далее. Поскольку в поиске научного ответа на них мы так и не продвинулись (кстати, как с этим у вас?) -- главной целью сегодняшнего человека является  отключка и забвение. Утанцеваться, уработаться, напутешествоваться, отлежаться до максимальной усталости -- вот чего жаждет наш современник. Бодрого, алертного состояния он боится и не может выносить его сколько-нибудь долго.

Многие мои коллеги в этой связи предлагали "возродить религиозность", которая одна может ответить на вопросы "откуда мы грядём" и пр. Действительно: вера в Божий Промысел, направленный ко благу, спасает от ужаса бесцельной свободы. Проблема, однако, в том, что вера невозможна без соответствующих дел (иначе любая религия -- просто дискотека). А дела веры идут совершенно вразрез с тем, чем привык себя вырубать современный человек. Предлагать ему "уверовать" в современном, пронизанном насквозь овертаймами и культурным досугом мире -- всё равно что предложить наркоману отломаться на складе героина. Вера требует от человека величайшей ясности, взгляда в неведомое и отказа от усталости. Современный же мир построен на поиске этой самой усталости и защиты от неведомого. Всё, чем занят наш современник -- это магический ритуал и шаманство худшего пошиба, призванные выпросить у неведомого еще немного усталости.

С другой стороны, вера не может изолированной. Построив где-нибудь под столом или в шкафу замкнутую религиозную общину на основе веры, вы убьёте ее активную суть. А значит -- всякий проповедник веры должен идти в мир. То есть на героиновый склад простых человеческих усталостей. И там заниматься разъяснительной работой, сталкиваясь с естественным отторжением со стороны усталых.

Таким образом, для решительной атаки на диктатуру усталости нам необходима целая армия неутомимых и бесстрашных добровольцев. Если у Вас, коллега, есть под рукой миллион или два -- пришлите их, пожалуйста.  Можно прямо ко мне на кафедру, адрес Вы знаете."


23:17 

Виш-лист. И антивиш-лист. В преддверии, так сказать.

А то прежний недействителен, по многим причинам.

Итак.
Тем, кто захочет меня видеть в этот день "как наяву" (с)
НЕ надо дарить:
-срезанных цветов, традиционно.
-воздушных шаров, салютов, хлопушек, трещоток.
-чая не надо дарить(у меня ограничения по количеству воды в сутки, не искушайте)
-алкоголя не надо (мне его все равно нельзя, и будет нельзя еще долго)
-шоколад не надо (тоже запретили временно)
-косметики по уходу не надо, я аллергик, я лучше сама разберусь.
-духов и дезодорантов тоже не надо, я тоже сама.

Чему буду рада:
-крупному кристаллу квасцов. Примерно 2х2х1 см. Или (мечтательно улыбаясь) даже больше...
-жабам и единорогам - статуэткам, игрушкам, открыткам... короче, в любом виде.
-радугам, тоже в любом виде.
-головоломкам и логическим игрушкам.
-хорошим стихам
-свечам любого цвета и формы, пахнущим или нет.
-чернилам для авторучки фиолетового и/или темно-синего цвета.
-перьям для письма и туши для письма пером любого цвета.

Для тех, кто будет поздравлять меня виртуально и письменно.
Я буду ОЧЕНЬ рада
-аудиофайлам с вальсами, танго и фокстротами
-аудиофайлам с французским шансоном
-аудиофайлам с хорошим госпелом и спиричуэлс
-ссылкам на европейские каллиграфические шрифты, кириллицей и латиницей или файлам с ними.
-хорошим кулинарным рецептам (не съесть, так почитать, ага)


02:01 

Лицом к лицу…

Поезд. Тутух-тутух. Он и она - случайные знакомые. В одном вагоне, но через купе. Тутух-тутух. А она в купе одна… Позвать поболать? Или не надо? Тутух-тутух.

Он заглядывает. Она: «может, попьем вместе чаю?» Зачем сказала? Зачем он пришел? Зачем вместе пьют чай? Чтобы не быть поодиночке, скучно с самим собой? Тутух-тутух.. А разговор не умолкает – льется, наперебой заполняя, – нет, Боже упаси, не паузы – намеки на паузы! Тутух-тутух… И изредка она чувствует, что от улыбки сводит скулы, и хочется заснуть, но – почему-то страшно, что этот чужой человек уйдет. Не нужен. Не важен. И страшно. Тутух-тутух. А ему порой интересно, порой скучно, порой неловко – может, не нужен, может его уже не хотят здесь видеть? И он порывается уйти. Тутух-тутух. – Нет-нет, подождите, куда же вы, что вы мне так интересно с вами общаться…

Нельзя, чтобы ушел, - чувствует она, что-то важное еще не сделано, важное не сказано. Но что? Как тут услышать себя? Как понять? Как разобраться? Если в душе только страх: вдруг не понравлюсь, вдруг не то скажу, вдруг уйдет… И с ним то же самое…

 

Случайно ли мы оказываемся рядом с кем-то?

Человек приходит, садится рядом.. И? Зачем он пришел? Чего хочет?

 

Он начинает что-то делать, чтобы его не прогнали, чтобы другой не сбежал. Чтобы оправдать свой приход. Говорить, удивлять, смешить…

И быстро теряет то, ради чего пришел – и уходит неудовлетворенный. Грустно.

 

В терапии можно научиться быть рядом. Не для того, чтобы развлекать, не для того, чтобы соответствовать, а чтобы быть. Видеть другого, и слушать себя рядом с ним – зачем я пришел к этому человеку, чего я хочу от него, как мне это получить.

 

К терапевту часто приходят за облегчением… Как будто он может дать обезболивающее, и дальше жить будет полегче. Нет такого обезболивающего.

Приходят за истиной. «Ну, вы же знаете, все понимаете, вас же учили?». Сейчас - сейчас, «доктор» расскажет все секреты, и жизнь сразу потечет как надо и куда надо.

За идеальностью приходят. «Хочу стать совершенным. Сколько я вам должен буду за это?» Смешно. Посмотрите на терапевта – он совершенен?

Приходят за советом. Вариант истины. Любой совет вы можете получить совершенно бесплатно. Особенно в век Интернета.

 

Все это пустое. Единственное, что мы получаем (ИЗ ТОГО, ЧЕГО НЕ ИМЕЛИ) – это новый опыт. Понятный опыт. Пережитый.

Два человека сидят друг напротив друга. Они оба опасаются – отвержения, неудовольствия, агрессии. Но терапевт чуть менее напуган, более устойчив, понимает, что с ним происходит. А клиент – нет. В этом и разница.

Терапевт (думает): - Мне тревожно, наверное, стоит сказать об этом, и спросить – как ему рядом со мной.

Клиент (думает): - Так. Что там за фигню он про меня думает?… черт, зря я пришел! (вслух) Меня очень беспокоит моя жена. Она совершенно не хочет меня услышать…

Если терапевт начинающий (думает, если успевает, потому, что очень старается понять суть проблемы): - Он проскочил фор-контакт. Он напуган. Но это же его запрос. Мне же нужно ему помочь, ладно, проехали мою тревогу….

 

Мы обременены своими мыслями – что было, что будет, кто что подумал, кому что сказать. Мы озабочены своими проблемами – купить, продать, достать, вылечить, избежать, получить, наказать, понравиться, разлюбить…

О чем думает человек, когда идет к другому человеку?

- Что сказать? - Как меня воспримут? - Как понравиться?

Ну, хорошо, воспринял, ну, понравился. Дальше что? А ничего. Нечего им делать вместе, разве что заполнять пространство пустым трепом, думая, что это способ закрепить «эффект»: «А я… А мне… А у меня.. (черт, что бы еще сказать, неинтересный я, наверное…)»

Будто ради этого шел – доказать, что он интересен и достоин быть рядом.

 

Вам случалось слышать/говорить:

- Зачем я буду ему/ей об этом говорить, все равно он/она мне ничем помочь не сможет.

Или выслушав чьи-то жалобы мучительно искать немедленно решение ЗА того парня?

И думать: «черт, зачем он меня этим грузит»?

 

В зачем «грузит»? Почему они не видят смысла жаловаться? Зачем мы вообще нужны друг другу? Нужны ли?

 

Попробуйте провести эксперимент. Ничего не делайте рядом с кем-то другим. Наверняка суетиться начнет он. Или сбежит, если будет возможность.

Теперь попробуйте договориться: мол, давай, ничего не будем делать, а будем видеть друг друга. Смотреть друг на друга. Думать друг о друге.

Если все сделано правильно, очень быстро вы почувствуете смущение и стыд. Жгучее ощущение. Кровь приливает к щекам, сердце бьется чаще. Получилось? Супер. Вы обнаружили рядом с собой человека. Возможно, впервые.

Стыд глушит все, что можно и что нельзя, так что его надо пережить. Можно сказать об этом друг другу. Через некоторое время, если вы не будете спешить, торопиться, стыд отступит (если вы поторопитесь, и начнете что-то делать или говорить раньше, вы просто отыграете знакомый сценарий, по которому обычно убегаете от близости). И тут нужно быть ОЧЕНЬ внимательным. И тогда появится ОНО – то, ради чего вы пришли к этому человеку. Конкретная потребность, направленная к конкретному человеку, и связанная с ним. Это будет какая-то очень ПРОСТАЯ потребность. Выслушай меня. Скажи, что я нужен и важен тебе. Погладь меня. Полюбуйся мной. Посочувствуй. Скажи мне, что ты думаешь обо мне, что думаешь о том, что я тебе рассказываю, что чувствуешь, когда я это говорю. Может ВДРУГ появиться сильный интерес и желание задать какой-то вопрос – о нем, об этом другом человеке. Не «где ты учишься», а тот, на который вы хотите узнать ответ.

 

Может произойти разное. И это будет про то, за чем вы шли к нему на самом деле. Возможно, девушка в купе, прислушавшись к себе, просто сказала бы: «составь мне компанию, давай будем вместе смотреть в окно и делиться теми мыслями, которые будут приходить прямо здесь и сейчас». Или ответила: «нет, я не хочу чаю». И подумала: «скучаю по своему любимому, и ты мне его не заменишь никак»…

 

А зачем вам нужны те, к кому вы приходите?

 

P.s. Я в курсе, что можно еще приходить за солью, утюгом и сексом.




@темы: размышления, терапия, чувства

14:32 

Бить или не бить?

БИТЬ ИЛИ НЕ БИТЬ?
Семинар "воспитательного наказания"


Психологи что говорят?! Бить нельзя. Пороть нельзя. И что теперь? Он в аквариум клея налил, а я его за это – по головке погладить?! Он мне из школы двойку принес, а я ему "чупа-чупс" за это должна купить? Надо их пороть, мы так думаем, надо. А то вырастут дебилами, которые только "льзя" понимают, а "нельзя" не понимают.

  Полностью опубликовано на psyberia.ru


@темы: psyberia.ru, психология

Что пишут сетевые психологи и к ним примкнувшие

главная